МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В статье рассматривается роль структуры личного потребления в процессах экономического роста и цикличности. Подвергается критике, важный для неоклассического синтеза тезис о том, что действия потребителя, ведущие к максимизации субъективного удовлетворения, создают предпосылки для экономического роста независимо от институциональных условий, сложившихся в обществе. Проводится сравнительный анализ общественных условий, влияющих на роль индивидуального потребления в процессах накопления человеческого капитала на трех этапах развития индустриальных рыночных экономических систем. В том числе, таких как характер распределения доходов и источники формирования бюджетов индивидуальных потребителей. Сформулирована гипотеза, что развитие потребительского кредитования и увеличение масштабов государственных социальных программ ослабляют позитивное влияние расширения потребительских возможностей на улучшение качества человеческих ресурсов. Предлагается выделять этапы развития экономической системы, различные по характеру отношений производства и потребления. Определены специфические черты современной системы отношений потребления, обуславливающие дисбаланс потребительских стандартов и производственных возможностей общества.
Теневая экономика присуща всем странам мира. Она как явление проникает во все сферы экономических отношений. Однако в научной литературе существуют разные мнения о том, является ли данное явление полезным для общества. Моделирование теневой экономики является одним из способов ее изучения. В данной статье предложено расширение авторской игровой модели взаимоотношения государства и населения с учетом влияния теневой экономики. Рассматриваются причины возникновения и роста теневой экономики, роль государства в её формировании и влияние теневой экономики на общественное благосостояние. Изучение данной модели показывает положительное влияние роста населения, участвующего в игре, на размер теневой экономики, и отрицательное влияние размера теневой экономики на общественное благосостояние в случае некооперативной игры населения. Данные результаты позволяют выявить новые механизмы уменьшения размера теневой экономики.
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Рассматривается здоровье населения как фактор национальной безопасности страны, проанализированы основные виды антропогенного загрязнения окружающей среды (химическое, акустическое, тепловое и т.д.), приводящие к реальной угрозе здоровью, а также описывается российская система экологического мониторинга
В статье представлена иерархическая группировка наиболее значимых факторов, определяющих уровень эколого-экономической эффективности НДТ, их взаимодействие и тип используемых измерителей. Проблема эффективности НДТ рассмотрена с общих позиций уязвимости измерения ее факторов преимущественно в стоимостных показателях, особенно для факторов экологии и оценки интеллектуального труда. Показано, что процесс измерения влияния факторов для адекватной оценки эффективности необходимо сделать многомерным, что достигается с помощью комбинации натуральных, трудовых и стоимостных измерителей, и налаживания их взаимного согласования. В дискуссионном порядке предлагается в качестве механизма такого согласования использовать процедуры экологизации финансовых показателей и зеленой сертификации, а также методы редукции труда, усовершенствованные на основе современных информационных технологий, в форме автоматизированных экспертных систем. Дана характеристика экспертной системы имитационного агрегирования информации (на примере агрегирования экспертных оценок эффективности НДТ) с описанием на конкретных примерах ее содержательной части. Перечислены основные алгоритмы оптимальной классификационной процедуры по критерию минимума потерь информации
Кризис компании не является просто ее состоянием, но процессом, разворачивающимся во времени. Как в теории, так и в практике обычно исследуются разнообразные показатели состояния и динамики бизнеса компании. Авторы предлагают посмотреть на развитие кризиса предприятия с позиций влияния изменения внешней среды на структуру капитала и движение финансовых и фондовых потоков. Изменение состояния внешней среды компании представляет изменение конфигурации ее контрагентов – поставщиков и покупателей, условий взаимодействия со старыми контрагентами, условий доступа к кредитам и т.п. Предлагается концепция управления финансовым кризисом отдельной компании, базирующейся на взаимосвязи между изменением внешней среды и последовательностью способов реакции компании на ее изменения. В ее основе лежит имитационная модель, реализованная для компании, производящей товары народного потребления в условиях структурного падения спроса. Предлагаемый подход и концепция развития кризиса компании является развитием теории антикризисного управления. Благодаря углубленному и структурированному анализу проявлений кризиса, они позволяют выстроить последовательность способов преодоления кризиса. Практическое значение предлагаемой концепции заключается в повышении эффективности антикризисного управления путем выявления связи между изменением конфигурации внешней среды, с одной стороны, и изменением структуры капитала и движением денежных и фондовых потоков, с другой. Это позволяет перевести неуправляемый кризис в планирование кризисного развития компании с последующим его преодолением
Состояние сырьевой базы нефтяной промышленности в России определяет необходимость разработки и применения новых технологий. При этом результаты применения инновационных технологий характеризуются значительной неопределенностью. Целью исследования является разработка методики оценки механизмов стимулирования инноваций в добыче нефти (с учетом неопределенности результатов их применения). Проанализирован опыт применения новых технологий в российских нефтяных компаниях. Разработанный подход (инструментарий) базируется на методиках оценки инвестиционных проектов и методе Монте-Карло. Приведены оценки эффективности реализации нефтяных проектов с учетом неопределенности результатов применения инновационных технологий.
Стимулирование применения новых технологий должно осуществляться в комплексе с мерами по развитию конкуренции и созданию механизмов, ориентирующих нефтяные компании на рациональное освоение недр. Государство должно проводить политику, направленную на повышение нефтеотдачи, включая систему налогообложения, стимулирующую инновационную деятельность. Государство должно создавать условия для обеспечения стабильности и защиты интересов компаний, вкладывающих значительные средства в длительный процесс разработки и применения новых технологий повышения нефтеотдачи. Разработанный подход может быть использован при формировании и реализации инновационной политики в нефтяных компаниях
Рассматриваются виды взаимодействия университетов и промышленных предприятий в КНР на основе механизма государственно-частного партнерства. Изучены шесть видов партнерств и проанализированы цели государства в рамках каждого из видов. Особое внимание уделено изучению уникальных для Китая форм ГЧП: независимых университетов и предприятий на базе университетов. Показано, что ГЧП в инновационной сфере ВУЗов КНР внесли существенный вклад в интенсификацию научно-технической политики страны и способствуют переходу страны к экономике знаний.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
Авторы рассматривают подходы и сравнивают оценки уровня инновационного развития регионов РФ по различным методикам. Особое внимание уделено расхождению оценок разных методик вследствие разного набора показателей, характеризующих инновационное развитие и алгоритмов, используемых при расчете композитных индексов. Приведена методическая схема создания оригинального программного комплекса для аналитики и визуализации индикаторов инновационного развития, группируемых в разных композициях. Оригинальная программа позволяет сравнивать оценки композитных индексов, применяя действующие или новые, гибко формируемые алгоритмы, в соответствии с целями анализа и экспертизы для выработки решений, принимаемых на различных уровнях власти. Приведены иллюстрации по апробации программы для расчета отдельных видов композитных индексов.
Эмпирическая оценка уровня инновационного развития регионов России выполняется разными методами, которые отличаются набором показателей и алгоритмов. Цель статьи – анализ методов оценки композитного индекса инновационного развития региона, разработанных разными исследователями, для создания общей схемы его расчета, сопровождаемой оригинальным программным обеспечением.
Методология исследования содержала краткий обзор подходов к оценке уровня инновационного развития российских регионов, сравнение эмпирических результатов различных методов для того, чтобы создать компьютерную программу, которая содержит библиотеку алгоритмов анализа и визуализации. Результат исследования - методическая схема построения композитного индекса и его межрегиональные сравнения. Схема включает в себя выбор показателей, группировки, алгоритмы, ранги, типологии, визуализацию результатов. В частности, сравнивались последствия применения алгоритмов на результаты оценивания, использующие методические приемы Всемирного банка и метод Хельвига. Показано, что применение разных алгоритмов обеспечивает близкие оценки уровня инновационного развития регионов - лидеров, таких как Москва и Санкт-Петербург, Нижегородская область. Одновременно наблюдается большая разница оценок для большинства регионов. Верификация схемы расчета индекса выполнена на примере оценки индекса экономики знаний регионов России.
Разработанный авторами программный комплекс позволяет создавать и вести библиотеку алгоритмов, конструируемых пользователем; обрабатывать массивы информации с использованием как заранее определённых, так и конструируемых пользователем алгоритмов; визуализировать получаемые результаты в различных формах. Его практическое применение расширяет возможности прикладного анализа различных композиций из показателей, характеризующих развитие регионов России.
В статье приводится разработанная методика промежуточной оценки эффективности использования материальных ресурсов. Предложена система показателей, обеспечивающих отслеживание и контроль за выполнением эффективности производственного процесса. Автором анализируются литературные источники по проблеме оценки эффективности использования материальных ресурсов, изучаются мнения экономистов. Автором обобщается исследуемая информация и приводятся выводы, выраженные в отражении актуальности формирования системы промежуточной оценки эффективности использования материальных ресурсов, традиционная система оценки, методика использования которой представлена в работах ученых, не содержит показателей, отражающих промежуточные показатели с целью формирования предварительной картины будущего состояния эффективности использования материальных ресурсов, на основе квартальных темпов изменения уровня материалоемкости, их сопоставления на начало и конец исследуемого временного периода, остатка запасов материальных ресурсов, сопоставления темпов изменения объема производства продукции и темпов изменения материальных затрат, сопоставления темпов изменения объема закупки материальных ресурсов и темпов изменения стоимости материальных ресурсов Автор предлагает показатели: темп изменения материалоемкости за 4 квартала, сопоставление темпов изменения материалоемкости в 1-м и 4-м кварталах, остаток запасов материальных ресурсов, темп изменения объема производства продукции и материальных затрат по кварталам, сопоставление темпов изменения объема закупки материальных ресурсов с темпами изменения стоимости материальных ресурсов по кварталам. Теоретическая значимость заключается в использовании исследуемого автором материала в качестве дополнительного при чтении курса лекций по экономическим дисциплинам, практическая значимость – во включении разработанного комплекса показателей в качестве инструментария оценки эффективности использования материальных ресурсов действующих материалоёмких предприятий
МЕНЕДЖМЕНТ
Управление контрактной деятельностью является важным условием для эффективной работы предприятия. Широкий спектр различных видов контрактов в бизнес-процессах, рост или уменьшение их количества, изменение условий для заключения контрактов приводят к необходимости использования различного инструментария по анализу контрактной деятельности. Данный анализ позволяет принять обоснованные решения по дальнейшему развитию или выживанию предприятия. Целью научного исследования является рассмотрение методов анализа контрактной деятельности для решения организационно-экономических задач. Особое внимание уделено использованию проблемно-ориентированной методики в сравнении с другими популярными методами, формированию выводов относительно ее недостатков и преимуществ. Выделяются подходы к определению проблем, причин, последствий, целей и задач. Раскрыты стадии и этапы методики. Данная методика впервые рассматривается для анализа контрактной деятельности и имеет теоретическое и практическое значение.
Результаты работы позволяют на практике решить важную задачу по внедрению новых подходов к управлению контрактной деятельностью через привлечение экспертов по необходимым направлениям работы предприятия. Приведенный обзор методов вносит значимый вклад в область знаний по вопросам совершенствования технологий управления контрактами.
В работе представлен методический подход к формированию производственной программы предприятия серийного машиностроения на текущий период в условиях неопределенности спроса на продукцию. Здесь возникают две проблемы. Первая связана с формированием производственной программы на ближайший квартал, год. Может быть поставлена задача стохастического программирования, но решить такую задачу достаточно сложно. Поэтому в данной работе предложено простое оригинальное решение. На основе статистической информации за прошлые периоды об отклонениях фактических данных продаж продукции от прогнозных с помощью метода Монте-Карло генерируется множество производственных программ. Фиксируются наихудшие ключевые показатели (объемы продаж, прибыли и др.). Разница между величинами планового показателя и расчетного определяет стохастический резерв, который должен быть создан за счет дополнительных нововведений. Вторая проблема связана с формированием производственной программы выпуска продукции в планируемом месяце с учетом создания запасов продукции в условиях, когда на короткий период времени трудно построить закономерность изменения величины спроса по месяцам для серийного производства, так как в отдельные месяцы года продукция не производится и не продается. Для обоснования уровня запасов готовой продукции используется информация об отклонениях факта от плана за прошедшие периоды. Строится функция распределения частот величин отклонений. Это позволяет далее построить методику определения уровня производства (с учетом запасов) и продаж продукции, которая обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта от продаж в условиях случайного процесса реализации продукции
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Кафедре социологии ЭФ НГУ – 25 лет
В статье представлены методика и результаты мониторинга выпускников, решающего проблему оценки деятельности учреждений высшего образования. Цель представленного исследования – разработать методику оценки результативности обучения в вузе и апробировать ее на примере выпускников отделения социологии. Предложена широкая трактовка результатов обучения, включающая объективные и субъективные показатели трудоустройства выпускников и сформированности профессиональных, аналитических и коммуникативных компетенций. Полученная в мониторинге информация – основа обоснованных решений в управлении образовательными процессами в университете. В научном плане данные мониторинга позволяют оценить влияние разных составляющих результатов обучения (сформированные навыки, приобретенный социальный капитал и др.) на профессиональные траектории. Информационную базу мониторинга составили данные онлайн-опроса выпускников отделения социологии ЭФ НГУ, на материалах которого выявлено, что именно навыки аналитической работы, формируемые во время учебы в университете, позволяют им адаптироваться к диверсифицированным требованиям рынка труда. Выпускники-социологи делятся на два потока: меньший, состоящий из работающих по специальности, который формируется, преимущественно, через персонализированные контакты, и больший, распределяющийся по другим сегментам рынка труда через формализованные процедуры отбора
В статье рассматриваются причины невысокой эффективности процесса коммерциализации научно-технических разработок. Актуальность исследуемой проблемы связана с тем, что в последние годы широко обсуждаются и уже практически осуществляются решения, направленные на реформирование всех звеньев инновационной цепочки и увеличение продуктивности организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Это возможно, прежде всего, за счет устранения факторов, препятствующих трансферу новых продуктов и технологий в реальный бизнес и, в конечном счете, формирования в России конкурентоспособной на международном уровне «экономики знаний». Авторы статьи попытались взглянуть на проблему с позиций сибирских ученых. На основании интервью, проведенных с представителями научного сообщества новосибирского Академгородка, были рассмотрены институциональные, экономические и социокультурные барьеры, которые, по мнению респондентов, в наибольшей степени препятствуют продуцированию и внедрению инноваций. Результаты данного исследования могут использоваться при обосновании научно-технической политики и в инновационном менеджменте
Статья представляет результаты социологического исследования, посвященного изучению процесса становления и развития российского рынка электронных денег. Целью данной работы является выявление мотивов и стимулов, формирующих практики пользования банковскими картами россиянами. Актуальность этой темы определяется, с одной стороны, бурным ростом в России безналичных форм расчетов, а с другой стороны, неготовностью части российских граждан к отказу от «живых» денег в повседневной жизни. В связи с этим важна реконструкция опыта пользования картами у «рядовых» клиентов банков. Серия полуструктурированных интервью позволила вычленить стимулы и мотивы, которыми руководствуются частные лица при переходе к безналичным финансовым операциям; выявить особенности обучения пользованием картами; выделить барьеры, препятствующие переходу на безналичные формы расчета, а также факторы, способствующие расширению круга используемых операций. В статье представлена классификация основных групп держателей карт, приведены их ключевые социально-экономические характеристики. Статья будет интересна социологам и маркетологам.
В статье обсуждается проблема повышения привлекательности и конкурентоспособности города для сохранения и развития человеческого капитала территории (на примере студентов как одной из наиболее мобильных групп). Целью исследования стало выявление миграционных установок студентов и их связи с восприятием территории и характеристиками студентов. Понятие миграционных установок конкретизируется через их характеристики (наличие, направленность, сформированность). Кроме того, проанализирован и дополнен спектр факторов, которые могут определять принятие студентами решения об отъезде. Информационную базу исследования составили данные онлайн-опроса студентов НГУ, проведенного в конце 2012 г. – начале 2013 г. На данных опроса выявлены характеристики, обуславливающие дифференциацию миграционных установок. Показано влияние субъективного восприятия качеств территории и привлекательности города на формирование миграционных установок студентов (обнаружена дифференциация направленности и сформированности миграционных установок в группах с разным восприятием). Выявлена тенденция большей лояльности к территории у студентов, ориентированных на проживание в Новосибирске. На отъезд в большей степени ориентированы те, кто имеет более высокий уровень ожиданий от территории как потенциального места жительства. Несмотря на то, что миграционные установки не всегда реализуются на практике, информация о них позволяет оценить потенциальную мобильность и миграционный потенциал данной группы, что важно учитывать при формировании маркетинговой стратегии города
Данная работа посвящена изучению восприятия функционального зонирования в городах их жителями. Специфика зонирования города оказывает значительное влияние на образ жизни проживающих в нём жителей и восприятие ими городской структуры. Функции городских территорий воспринимаются жителями через повседневный опыт, в то время как функциональное зонирование возможно воспринять лишь в результате рефлексии опыта. Исследование является попыткой определения взаимосвязи между объективными (реально наблюдаемая картина зонирования в конкретном городе) и субъективными (восприятие зонирования жителями конкретного города) факторами. Целью данной работы стало изучение восприятия функционального зонирования горожанами. Методами исследования выступают контент-анализ, массовый интернет-опрос и глубинное интервью. Одно из основных заключений, полученных в ходе исследования, состоит в том, что рассмотренные города имеют во многом схожий характер функционального зонирования, однако восприятие различных территорий различно в каждом городе. Функциональное зонирование является объектом изучения ещё в классических работах по социологии города, однако не достаточно изучено в наше время. Таким образом, работа представляет интерес как в теоретическом плане, так и со стороны практического содержания
Целью представляемого исследования было изучение способов повседневного конструирования и воспроизводства праздников. Актуальность темы тесно связана с проблематикой рассогласованности поздних модерных практик и общества потребления. Она развивается в связи с недостаточностью объяснительных возможностей этих теоретических поворотов для описания культурных изменений, которые, в свою очередь, отражаются в относительно постоянной практике празднования, которая, тем самым, попадает в сферу нашего интереса. В статье описываются способы конструирования праздника и ощущения в праздника в контексте проблематики (пост)современности на примере исследования жизненного мира активно празднующих горожан. Понимание праздника в мире меняющихся и отмирающих культурных практик постепенно приходит к основанному на личном и чувственном, порой даже не успевая за переопределением некоторых традиционных аспектов празднования. Дуализм концепта праздника выливается в проблематичное и неустойчивое его место в жизненном мире жителя большого города, а также в перспективу описания современных культурных практик в терминах «общества переживаний» Г. Шульце
Чувство одиночества является важной составляющей человеческой жизни. Особую актуальность вопросы одиночества приобрели в постиндустриальную эпоху, когда происходят коренные изменения в социальных институтах, видении мира. Трансформация института семьи, индивидуализация общества, рост экономического благосостояния в развитых странах привело к распространению новой категории людей – «синглтонов». Не смотря на множество научных трудов, посвященных одиночеству, остается неизученной область взаимозависимости представлений о роли семьи в обществе нашей страны и феноменом одиночества. Целью данного научного исследования стало изучение практики «одинокое проживание» женщин среднего возраста посредством выявления представлений об одиночестве семейными женщинами, их восприятие одиноких женщин – с одной стороны, и оценки одинокими женщинами своего «внебрачного» статуса. Была проведена попытка на основании проведенных глубинных интервью дать подробное описание и классификацию представлений об одиночестве как положении без постоянного партнера женщинами с различным семейным статусом. Были выявлены факторы, возможно обуславливающие влияние на формирование того или иного типа представления об одиночестве. Метод качественного анализа показал, что, несмотря на смену политического режима в стране, глобализацию и взаимопроникновение культур, одинокое проживание для большинства не является одобряемой и понимаемой стратегией личной жизни. Результаты данного исследования могут быть полезны при решении демографических проблем в России, вносят вклад в накопленное знание о феномене одиночества.
В статье представлено феноменологическое исследование интернет-аддиктивности с акцентом на теоретической концепции исследования. Предлагается феноменологическая альтернатива медицинскому дискурсу в отношении аддиктивности. Интернет-аддиктивность понимается как свойство человека в современном мире воспринимать мир Интернета как область конечных значений, не менее значимую, чем повседневность. Представлены некоторые результаты эмпирического исследования, позволившего создать две полярные идеально-типические конструкции – интернет-аддиктивность и не-аддиктивность. При интернет-аддиктивности пользование Интернетом имеет, скорее, ценностно-рациональный характер. Интернет способствует созданию группы «своих», дефицит которой возможен в повседневности. При этом в планах на будущее отсутствует семья; особую ценность имеет свобода. Для интернет-аддиктивности свойственно наличие переживаний и эмоций по поводу Интернета, не менее сильных, чем в повседневности. Для не-аддиктивности характерно понимание Интернета как вторичной реальности, либо, в предельном случае, как средства, инструмента, а не отдельного мира.
ISSN 2658-5375 (Online)