От исследований к коммерциализации: кому нужны инновации в России?
Аннотация
В статье рассматриваются причины невысокой эффективности процесса коммерциализации научно-технических разработок. Актуальность исследуемой проблемы связана с тем, что в последние годы широко обсуждаются и уже практически осуществляются решения, направленные на реформирование всех звеньев инновационной цепочки и увеличение продуктивности организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Это возможно, прежде всего, за счет устранения факторов, препятствующих трансферу новых продуктов и технологий в реальный бизнес и, в конечном счете, формирования в России конкурентоспособной на международном уровне «экономики знаний». Авторы статьи попытались взглянуть на проблему с позиций сибирских ученых. На основании интервью, проведенных с представителями научного сообщества новосибирского Академгородка, были рассмотрены институциональные, экономические и социокультурные барьеры, которые, по мнению респондентов, в наибольшей степени препятствуют продуцированию и внедрению инноваций. Результаты данного исследования могут использоваться при обосновании научно-технической политики и в инновационном менеджменте
Об авторах
Екатерина Олеговна МасловаРоссия
магистрант отделения социологии экономического факультета Новосибирского государственного университета
Ольга Петровна Фадеева
Россия
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
старший преподаватель кафедры общей социологии экономического факультета Новосибирского государственного университета
Список литературы
1. Полтерович В. М. Реформа РАН: экспертный анализ. URL: http://www.econorus.org/ pdf/Polterovich_Reform_RAS.pdf
2. Дежина И. Г. Государство, наука и бизнес в России: особенности развития взаимосвязей // Наука. Инновации. Образование: Альманах. М.: Знак, 2008. Вып. 4. С. 331–349.
3. Санина А. Г. Условия интеграции науки, бизнеса и образования в современной России // СОЦИС. 2010. № 7. С. 122–129.
4. Салтыков Б. Реформирование российской науки: анализ и перспективы // Отечественные записки. 2002. № 7. С. 25–42.
5. Унтура Г. А. Университеты и инновации: мировые тенденции и региональный опыт // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 28–40.
6. Хатаева М. А., Цирин А. М. Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Журн. рос. права. 2008. № 10. С. 156–166.
7. Бармаков Б. П. Организационные основы управления научно-технической сферы (построение идеальной модели) // Наука. Инновации. Образование: Альманах. 2011. Вып. 10. С. 158–174.
8. Борисов В. В. Развитие исследовательской инфраструктуры в России: проблемы и перспективы // Наука. Инновации. Образование: Альманах. 2011. Вып. 10. С. 74–92.
9. Мельников В. В. Содержание инновационной и научно-технической политики государства при построении национальной инновационной системы // Terra Economicus. 2012. Т. 10, № 4. С. 47–61.
10. Гвоздева Е. С., Гвоздева Г. П. Молодые ученые и инновационное развитие / Под ред. З. И. Калугиной. Новосибирск, 2009. 259 с.
11. Черкашина Т. Ю. Отчет о социологическом исследовании «Научная молодежь СО РАН – 2010». URL: http://www.nsu.ru/exp/2012/9/25/otchet_ob_issledovanii_nauchnaya_molodezh_ so_ran_-2010
12. Лебедева Н. М. Кросскультурные особенности отношения российской молодежи к инновациям // Молодые москвичи. Кросскультурное исследование. М., 2008. C. 9–40.
13. Ясин Е. Г. Культура и инновации: к постановке проблемы // Форсайт. 2009. № 2 (10). С. 16–26.
Рецензия
Для цитирования:
Маслова Е.О., Фадеева О.П. От исследований к коммерциализации: кому нужны инновации в России? Мир экономики и управления. 2014;14(1):141–150.
For citation:
Maslova E.O., Fadeeva O.P. From research to commercialization: who needs innovations in russia? World of Economics and Management. 2014;14(1):141–150. (In Russ.)