Магия «пластика»: как россияне овладевают банковскими картами
Аннотация
Статья представляет результаты социологического исследования, посвященного изучению процесса становления и развития российского рынка электронных денег. Целью данной работы является выявление мотивов и стимулов, формирующих практики пользования банковскими картами россиянами. Актуальность этой темы определяется, с одной стороны, бурным ростом в России безналичных форм расчетов, а с другой стороны, неготовностью части российских граждан к отказу от «живых» денег в повседневной жизни. В связи с этим важна реконструкция опыта пользования картами у «рядовых» клиентов банков. Серия полуструктурированных интервью позволила вычленить стимулы и мотивы, которыми руководствуются частные лица при переходе к безналичным финансовым операциям; выявить особенности обучения пользованием картами; выделить барьеры, препятствующие переходу на безналичные формы расчета, а также факторы, способствующие расширению круга используемых операций. В статье представлена классификация основных групп держателей карт, приведены их ключевые социально-экономические характеристики. Статья будет интересна социологам и маркетологам.
Об авторах
Дарья Сергеевна ЛюбимоваРоссия
магистрант факультета социологии Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики, Москва
Ольга Петровна Фадеева
Россия
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
старший преподаватель кафедры общей социологии экономического факультета Новосибирского государственного университета
Список литературы
1. Смоленская В. Плюсы и минусы безналичных расчетов. URL: http://www.odnako.org/ magazine/material/show_17956 (дата обращения 17.11.2012)
2. Халина Н. В. Электронные деньги в современной России: критерии пользования различными видами платежей // Материалы IV Всерос. социол. конгресса «Социология и обще- ство: глобальные вызовы и региональное развитие». Уфа, 2012. URL: http://www.ssa-rss.ru/ files/File/congress2012/part46.pdf (дата обращения 10.03.2013)
3. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 289 с.
4. Готлиб А. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциональные горизонты. Самара: Универс-групп, 2004. 448 с.
5. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. СПб.: Алетейя, 2009. 352 с.
6. Веселов Ю. В. Экономическая социология: история идей. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1995. С. 64–73.
7. Зелизер В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М.: Дом интеллектуальной книги; Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 283 с.
8. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 3. С. 44–58.
9. Гусева А. Карты в руки. Зарождение рынка банковских карт в постсоветской России. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2012. 256 с.
Рецензия
Для цитирования:
Любимова Д.С., Фадеева О.П. Магия «пластика»: как россияне овладевают банковскими картами. Мир экономики и управления. 2014;14(1):151–159.
For citation:
Lyubimova D.S., Fadeeva O.P. Magic of «plastic»: how russians take possession of the bank cards. World of Economics and Management. 2014;14(1):151–159. (In Russ.)