Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск
Том 23, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

5-15 205
Аннотация

Исследование фокусируется на текущем состоянии экономики региона, определяя роль его инновационного потенциала в обеспечении высокого уровня устойчивости и конкурентоспособности. В статье проводится системный анализ основных факторов, формирующих инновационный потенциал Калужской области, обосновываются ограничивающие тенденции, среди которых: неопределенность в экономической ситуации, инвестиционные риски, высокий процент коммерческого кредита и недостаток собственных финансовых средств. В данной работе проводится оценка системообразующих секторов и отраслей, уровень инвестиционной активности и обосновывается их влияние на повышение инновационного потенциала Калужской области. В исследовании раскрыт механизм обеспечения ресурсами инновационной деятельности на основе программно-целевого подхода реализуемых государственных программ «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области», способствующие на выходе, повышению привлекательности для инвесторов, позволяющие обеспечить высокие значения социально-экономического развития в рейтинге среди регионов Российской Федерации. На основе компонентного подхода проведена рейтинговая оценка, характеризующая эффективность реализации инновационного потенциала Калужской области. В основе рейтинга лежит система показателей социально-экономических условий инновационной деятельности, научно-технического потенциала, уровня инновационной и экспортной активности, качества региональной инновационной политики.

16-31 250
Аннотация

Статья посвящена проблеме структурной трансформации экономики Кемеровской области – Кузбасса в контексте адаптации этой углепромышленной территории к новым условиям. Ориентированная на экспорт угольная отрасль в качестве ядра кузбасской экономики в последнее время становится вызовом для устойчивого развития региона. Причина прежде всего в изменении приоритетов государственных энергетических политик многих стран мира: сейчас цели декарбонизации и заявления об отказе по экологическим соображениям от ископаемых видов топлива парадоксальным образом сочетаются с необходимостью решения государствами задач по обеспечению собственной энергобезопасности на фоне деглобализации мировой экономики. Всё это порождает неопределенность в отношении будущего угольной промышленности и вынуждает Кузбасс искать новые пути развития. Но за прошедшие двадцать лет попытки снизить зависимость от угольной отрасли так и не дали желаемого результата. Причина, по мнению авторов статьи, заключается, помимо прочего, в отсутствии у региона четкой структурной политики. К настоящему моменту вокруг и внутри России сформировался целый комплекс вызовов и угроз, которые в корне менют принципы развития Кузбасса с точки зрения открытости внешним рынкам сырья, капиталов, оборудования и инноваций, перспектив кооперации и создания цепочек добавленной стоимости, тем самым создавая предпосылки для дестабилизации экономической системы Кемеровской области. Авторы статьи рассматривают три сценария развития угледобычи в Кузбассе и предлагают с целью решения вышеназванных проблем сосредоточиться на применении двух базовых инструментов структурной трансформации его экономики: реструктуризации угольной отрасли и диверсификации с преимущественным развитием отраслей новой экономики.

32-56 249
Аннотация

Среди новых проектов «Программы развития угольной промышленности РФ до 2035 года» рассматривается возможность освоения Арктических угольных месторождений. В статье рассмотрены как положительные (рост грузооборота СМП, занятость на территории, развитие арктической инфраструктуры), так и отрицательные эффекты (экологическая нагрузка, непрозрачность налоговых поступлений проектов не на территории реализации, вахтовый способ хозяйствования, государственные дотации и пр.), которые генерируют новые проекты.

Перспективы поставок новых угольных проектов проанализированы в условиях экономики декарбонизации. Арктические проекты предполагают поставки коксующегося угля и антрацитов на экспорт, что ведет к росту конкуренции на рынках стран Азии среди российских угольных поставщиков из Якутии, Тывы, Кузбасса. В силу географической удаленности традиционных центров добычи угля от портов экспорта и в связи с ограниченной пропускной способностью железной дороги в перспективе острой становится конкуренция между отдельными регионами РФ по доступу к логистической инфраструктуре и получению субсидий на транспортировку. В этой ситуации арктические угольные проекты находятся в сравнительно более выгодной позиции.

Прирост добычи высококачественных коксующихся углей и антрацитов планируется достичь в малоосвоенных северных районах, что потребует использования новых инновационных технологических решений не только в добыче, но и транспортировке угля, а также привлечения большого количества рабочих и специалистов.

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

57-65 206
Аннотация

В статье представлены результаты исследования по выявлению механизмов уменьшения влияния ассиметричной информации на рынок банковских услуг РФ. Показано, что асимметрия информации имеет тенденцию к возрастанию из-за усиления цифровизации банковского сектора рынка экономики. Такой ее тренд снижает доверительную коммуникацию между участниками сделки кредитования, влечет за собой больший риск и вариативность.

Одним из механизмов, позволяющих преодолеть информационную асимметрию, проявляющуюся в неблагоприятном отборе заемщиков (физических или юридических лиц) на рынке банковских услуг Российской Федерации является денежно-кредитное регулирование со стороны Центрального Банка РФ. Весомым механизмом исключения эффекта «неблагоприятной побудительной мотивации» выступает ставка рефинансирования.

Определены уровни монополизации и конкуренции через индекс Херфиндаля–Хиршмана (HHI), фиксирующий конкурентоспособность банков и коэффициент их концентрации (CR). Для понимания вклада экономической информации в выявление механизма уменьшения влияния ее асимметрии проанализированы тридцать ведущих банков РФ в контексте изменения уровня их просроченной задолженности (ПЗ), которая может выступать одним из индикаторов информации о заемщике. Результаты исследования могут быть использованы для минимизации эффекта информационной асимметрии на банковском рынке России.

МЕНЕДЖМЕНТ

66-82 237
Аннотация

После событий, произошедших в феврале 2022 года, из-за введения санкций российское образование оказалось на пороге перемен. Существенной частью международного образовательного процесса и повышения конкурентоспособности вузов является система рейтинга образовательных заведений. Объектом исследования является уровень развития российских вузов, предметом исследования выступают экономические и организационные аспекты процесса реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности российских вузов. Цель статьи – проанализировать уровень развития вузов, котировки в рейтингах и предоставить подход к повышению конкурентоспособности.

Методология. В настоящей статье использованы специальные и общенаучные методы, которые включают в себя: методы сопоставления и сравнения, систематизации и обобщения, а также различные виды анализа: статистический и факторный, структурно-функциональный и историографический. Методические основы, применяемые в исследованиях, основаны на котировках в рейтингах вузов.

Обсуждение. Вузы конкурируют между собой на рынке образовательных услуг, что заставляет активизировать усилия по поиску новых подходов к созданию стратегии по повышению конкурентоспособности. Каждый вуз, повышая конкурентоспособность, вносит вклад не только в свое развитие, но и страны. Улучшая котировки в рейтингах на внутреннем и международном рынке образовательных услуг, вузы обеспечивают приток новых инвестиций, повышают свою конкурентоспособность, достигают стратегически важных целей в сфере высшего образования. Вузы могут реализовать такой подход за счет внедрения программ и проектов развития. Предложена модель и метод, позволяющие достигнуть поставленных целей.

Выводы. Вузы входят в систему высшего образования, которая является базой для социально- экономического и научно-технологического развития государства. Одним из ключевых факторов экономики знаний является человеческий капитал, который формируется высшей школой. Для достижения целей в сфере высшего образования и повышения конкурентоспособности вузам необходимо создать свои программы и проекты развития, опирающиеся на проектные методы управления.

83-94 145
Аннотация

Одна из главных задач, стоящих перед отечественными вузами заключается в подготовке выпускников, способных профессионально работать в условиях трансформирующейся экономики. Решение этой задачи невозможно без кардинальных изменений в управленческих практиках как по отношению к вузам (реализуемых в государственной образовательной политике), так и внутри них. При этом следует учитывать не только задачи, обусловленные изменяющейся ситуацией в стране и за ее пределами, но и негативные тенденции в развитии отечественной сферы образования, характерные для последних трех десятилетий.

Требуемые изменения могут реально осуществиться при условии объединения управленческих усилий как со стороны Министерства науки и высшего образования РФ, так и вузовского менеджмента. Важнейшая задача вузовского менеджмента – преодоление таких негативных последствий, как трансформация мотивов и ценностей ключевых субъектов образовательного процесса (прежде всего преподавателей и студентов), проблема отчуждения, затрагивающая эти социальные общности, изменение характера и форм коммуникаций между ними и т. п.

В статье обоснована актуальность таких изменений, приведены основные пути преодоления проблемы отчуждения, основанные на использовании концепций управления, адекватных сложшейся ситуации (концепции ценностно-ориентированного управления вузом и продуктивного управления его стратегическими активами).

95-108 217
Аннотация

Усиление инновационной активности компаний приводит к возрастанию роли клиента в обеспечении конкурентоспособности. Стремительное насыщение рынков способствует усилению власти клиентов. Ключевыми факторами конкурентоспособности становятся умения создавать технологические продукты с максимальной клиентской полезностью и управлять клиентским опытом от их потребления.

Цель исследования состоит в разработке методического подхода к управлению клиентским опытом в инновационных компаниях для решения проблемы потери потенциальных и удержания существующих клиентов. Научная новизна исследования состоит в формировании методического подхода, основанного на комплексном восприятии клиентского опыта через управление состоянием точек контакта клиента с компанией на всех этапах развития отношений. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для анализа состояния управления клиентским опытом в малой компании.

В работе использованы такие методы исследования, как сбор данных (для определения факторов клиентского опыта), обработка и анализ информации (для построения карты пути клиента), метод обобщения и классификации (для определения степени изученности предмета исследования) и метод определение понятий (для формирования понятийного аппарата исследования). Ключевым результатом исследования является комплексный методический подход к управлению клиентским опытом как впечатлениями клиента от взаимодействия с компанией во всех точках касания, который учитывает специфику ИТ-компаний и рынка ИТ-услуг и компенсирует недостатки традиционных методов управления клиентским опытом. Рост показателя конверсии за анализируемый период, а также увеличение числа повторных продаж на объекте исследования (Azoft) в результате апробации методического подхода свидетельствуют о перспективности применения управления клиентским опытом в сегменте B2B.

109-119 252
Аннотация

Представлены результаты исследования перспективных направлений диверсификации деятельности предприятий сферы оптово-розничной торговли в условиях трансформации экономики. Целью данного исследования является определение и обоснование возможностей диверсификации деятельности компаний оптово-розничной торговли в условиях ограничений экономического роста. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена необходимостью поиска решений проблем импортозамещения предприятий, которые заинтересованы в расширении деятельности, в том числе на основе диверсификации деятельности. Методология исследования базируется на анализе современных теоретических положений по диверсификации деятельности ведущих отечественных ученых-экономистов. Основные методы исследования, используемые при подготовке материалов статьи: системный анализ, методы экспертной оценки, сравнения, аналогии, анализ абсолютных и относительных показателей и другие. Дополнительные методы исследования включают: традиционный анализ литературы, анализ документов, проектирование, синтез, анализ полученных данных. В рамках статьи рассмотрены направления диверсификации деятельности организаций оптово-розничной торговли, а также предложена многофакторная модель, позволяющая оценить потенциальные возможности увеличения объемов продаж на основе диверсификации. Ценность проведенного исследования заключается в рассмотрении и подробном анализе состояния торговой отрасли Российской Федерации в условиях санкций и ограничений. Также данное исследование показывает варианты развития в области диверсификации для предприятий оптово-розничной торговли, которые зависят напрямую от зарубежных поставок. Практическое значение данной статьи состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы отечественными предприятиями, специализирующимися на реализации как оптовых, так и розничных продаж на российском рынке.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)