Методический подход к управлению клиентским опытом на рынке ИТ-услуг
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-95-108
Аннотация
Усиление инновационной активности компаний приводит к возрастанию роли клиента в обеспечении конкурентоспособности. Стремительное насыщение рынков способствует усилению власти клиентов. Ключевыми факторами конкурентоспособности становятся умения создавать технологические продукты с максимальной клиентской полезностью и управлять клиентским опытом от их потребления.
Цель исследования состоит в разработке методического подхода к управлению клиентским опытом в инновационных компаниях для решения проблемы потери потенциальных и удержания существующих клиентов. Научная новизна исследования состоит в формировании методического подхода, основанного на комплексном восприятии клиентского опыта через управление состоянием точек контакта клиента с компанией на всех этапах развития отношений. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для анализа состояния управления клиентским опытом в малой компании.
В работе использованы такие методы исследования, как сбор данных (для определения факторов клиентского опыта), обработка и анализ информации (для построения карты пути клиента), метод обобщения и классификации (для определения степени изученности предмета исследования) и метод определение понятий (для формирования понятийного аппарата исследования). Ключевым результатом исследования является комплексный методический подход к управлению клиентским опытом как впечатлениями клиента от взаимодействия с компанией во всех точках касания, который учитывает специфику ИТ-компаний и рынка ИТ-услуг и компенсирует недостатки традиционных методов управления клиентским опытом. Рост показателя конверсии за анализируемый период, а также увеличение числа повторных продаж на объекте исследования (Azoft) в результате апробации методического подхода свидетельствуют о перспективности применения управления клиентским опытом в сегменте B2B.
Ключевые слова
Об авторах
И. В. ПрядохинаРоссия
Прядохина Ирина Викторовна, магистр, аналитик digital-агентства Uplab
Новосибирск
Е. А. Прищенко
Россия
Прищенко Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент
Новосибирск
Список литературы
1. Lemon K. N., Verhoef P. C. Understanding Customer Experience Throughout the Customer Journey // Journal of Marketing. 2016. Vol. 80(6). P. 69–96.
2. Abbott L. Quality and Competition. New York: Columbia University Press, 1955. 229 p.
3. Wroe A. Marketing Behavior and Executive Action: A Functionalist Approach to Marketing Theory, 1957. 487 p.
4. Еременко А. CustomerExperience – как продумать и обеспечить качественный клиентский опыт [Электронный ресурс] // CMS magazine. Все о digital. 2020. URL: https://cmsmagazine.ru/journal/items-how-to-ensure-a-quality-customer-experience/ (дата обращения: 24.05.2020).
5. Haeckel S. H. et al. How to Lead the Customer Experience // Marketing Management.2003. Vol. 12(1). P. 18–23.
6. Дью Р. Клиентский опыт: как вывести бизнес на уровень / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2020. 290 с.
7. IDC. Новые исследования в России и СНГ [Электронный ресурс] // Официальный сайт International Data Corporation. 2020. URL: https://www.idc.com/cis/research/published_reports (дата обращения: 28.01.2021).
8. Арсенова Е. В., Соколова Т. Ю. Создание ценности совместно с потребителем на рынке В2В // СРРМ, 2017. №3 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-tsennosti-sovmestno-s-potrebitelem-na-rynke-v2v (дата обращения: 09.04.2021).
9. Андреев А. Customer Journey Map: как понять, что нужно потребителю [Электронный ресурс] // Официальный сайт Digital-агентства Uplab. 2021. URL: https://www.uplab.ru/blog/customer-journey-map/#rec47735786 (дата обращения: 30.05.21).
Рецензия
Для цитирования:
Прядохина И.В., Прищенко Е.А. Методический подход к управлению клиентским опытом на рынке ИТ-услуг. Мир экономики и управления. 2023;23(1):95-108. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-95-108
For citation:
Pryadokhina I.V., Prishchenko E.A. Methodological Approach to Managing Customer Experience in the IT Services Market. World of Economics and Management. 2023;23(1):95-108. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-95-108