Возможности диверсификации деятельности организаций оптово-розничной торговли в современных условиях
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-109-119
Аннотация
Представлены результаты исследования перспективных направлений диверсификации деятельности предприятий сферы оптово-розничной торговли в условиях трансформации экономики. Целью данного исследования является определение и обоснование возможностей диверсификации деятельности компаний оптово-розничной торговли в условиях ограничений экономического роста. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена необходимостью поиска решений проблем импортозамещения предприятий, которые заинтересованы в расширении деятельности, в том числе на основе диверсификации деятельности. Методология исследования базируется на анализе современных теоретических положений по диверсификации деятельности ведущих отечественных ученых-экономистов. Основные методы исследования, используемые при подготовке материалов статьи: системный анализ, методы экспертной оценки, сравнения, аналогии, анализ абсолютных и относительных показателей и другие. Дополнительные методы исследования включают: традиционный анализ литературы, анализ документов, проектирование, синтез, анализ полученных данных. В рамках статьи рассмотрены направления диверсификации деятельности организаций оптово-розничной торговли, а также предложена многофакторная модель, позволяющая оценить потенциальные возможности увеличения объемов продаж на основе диверсификации. Ценность проведенного исследования заключается в рассмотрении и подробном анализе состояния торговой отрасли Российской Федерации в условиях санкций и ограничений. Также данное исследование показывает варианты развития в области диверсификации для предприятий оптово-розничной торговли, которые зависят напрямую от зарубежных поставок. Практическое значение данной статьи состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы отечественными предприятиями, специализирующимися на реализации как оптовых, так и розничных продаж на российском рынке.
Об авторах
Н. А. РыхтиковаФинансовый университет при Правительстве РФ
Россия
Рыхтикова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент
ResearcherID K-7188-2015
Scopus AuthorID 57203262508
Москва
Н. В. Зорина
Россия
Зорина Надежда Викторовна, студент магистерской программы по направлению 38.04.01 – Экономика и управление проектами факультета экономики и менеджмента
Красногорск
А. С. Лычагина
Россия
Лычагина Анастасия Сергеевна, студент магистерской программы по направлению 38.04.01 – Экономика и управление проектами факультета экономики и менеджмента
Красногорск
Список литературы
1. Климашева А. Д., Кокум А. М. Концептуальные основы диверсификации компаний // Вектор экономики. 2019. №1. С. 1–9.
2. Матузенко Е. В., Глазунова О. А., Изварин А. А. Тенденции, проблемы и перспективы развития электронной коммерции в сфере интернет-торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 1 (86). С. 197–206.
3. Назаров А. Д., Товмасян Н. Д. Цифровой маркетинг как современный тренд // Московский экономический журнал. 2020. №6.
4. Фирсанова К. А., Ермашкевич Н. С. Сравнительный анализ моделей управления запасами // Вектор экономики. 2020. № 4. С. 1–17.
5. Оборот оптовой торговли Российской Федерации с 2000 г. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Oborot_opt.xlsx (дата обращения 23.11.2022).
6. Оборот розничной торговли по Российской Федерации 1960–2021 гг. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Oborot-09.xls (дата обращения 23.11.2022).
7. Оценка Росстата по ВВП за 2021 год URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Komment-VVP-08042022.docx (дата обращения 23.11.2022).
8. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности за 2021 г. URL: https://srtv.gks.ru/storage/mediabank/inv-okv_2021.pdf?ysclid=lao7bufszx946289192 (дата обращения 23.11.2022).
9. Оценка промышленного производства Российской Федерации за 2021 г. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/12_02-02-2022.html (дата обращения 23.11.2022).
10. Доклад: Социально-экономическое положение Московской области в январе-декабре 2021 года. URL: https://mosstat.gks.ru/storage/mediabank/Доклад%20«Социально-экономическое%20положение%20Московской%20области%20в%20январе-декабре%202021%20года».pdf (дата обращения 23.11.2022).
11. Статистический сборник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021 г. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (дата обращения 23.11.2022).
12. Средний и модальный уровень денежных доходов населения Российской Федерации за 2021 г. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-2-6_2021_n.doc (дата обращения 23.11.2022).
13. Индексы физического объема валового регионального продукта (ОКВЭД 2) Российской Федерации. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59449?ysclid=laoa26neml26512104 (дата обращения 23.11.2022).
14. Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2000–2021 гг. на территории Российской Федерации. URL: https://mosstat.gks.ru/storage/mediabank/ (дата обращения 23.11.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Рыхтикова Н.А., Зорина Н.В., Лычагина А.С. Возможности диверсификации деятельности организаций оптово-розничной торговли в современных условиях. Мир экономики и управления. 2023;23(1):109-119. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-109-119
For citation:
Rykhtikova N.A., Zorina N.V., Lychagina A.S. Opportunities to diversify the activities of wholesale and retail trade organizations in modern conditions. World of Economics and Management. 2023;23(1):109-119. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-109-119