К вопросу разработки механизмов уменьшения влияния ассиметричной информации на рынок банковских услуг Российской Федерации
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-57-65
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по выявлению механизмов уменьшения влияния ассиметричной информации на рынок банковских услуг РФ. Показано, что асимметрия информации имеет тенденцию к возрастанию из-за усиления цифровизации банковского сектора рынка экономики. Такой ее тренд снижает доверительную коммуникацию между участниками сделки кредитования, влечет за собой больший риск и вариативность.
Одним из механизмов, позволяющих преодолеть информационную асимметрию, проявляющуюся в неблагоприятном отборе заемщиков (физических или юридических лиц) на рынке банковских услуг Российской Федерации является денежно-кредитное регулирование со стороны Центрального Банка РФ. Весомым механизмом исключения эффекта «неблагоприятной побудительной мотивации» выступает ставка рефинансирования.
Определены уровни монополизации и конкуренции через индекс Херфиндаля–Хиршмана (HHI), фиксирующий конкурентоспособность банков и коэффициент их концентрации (CR). Для понимания вклада экономической информации в выявление механизма уменьшения влияния ее асимметрии проанализированы тридцать ведущих банков РФ в контексте изменения уровня их просроченной задолженности (ПЗ), которая может выступать одним из индикаторов информации о заемщике. Результаты исследования могут быть использованы для минимизации эффекта информационной асимметрии на банковском рынке России.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. БаракшинРоссия
Баракшин Александр Александрович, магистр
Москва
Список литературы
1. Батайкин П. А. Влияние асимметричной информации на развитие рынков в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2012 №3. С. 16–18.
2. Нагапетян А. Р. Асимметрия в динамике односторонних коэффициентов чувствительности активов к рыночным изменениям в контексте управления риском портфеля ценных бумаг // Общество. Политика, экономика, право. 2016. № 5. С. 97–102.
3. Розанова Н. М. Экономика для менеджеров. В 2-х ч. Ч. 1: Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2021. 234 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-00173-0. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470036 (дата обращения: 28.10.2021).
4. Руднева А. О. Асимметрия информации и противоборство как источники рисков во внешней торговле // Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. № 22. С. 148–152.
5. Ясинский Ю.М., Тихонов А.О. Асимметрия информации. Смещенные риски и типы макроэкономической динамики // Экономика и математические методы. 2009. № 3. С. 114–128.
6. Алдушкина В. В. Асимметрия информации на рынке банковских услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 10. С. 5–8.
7. Косинова О. И. Влияние асимметрии информации и оппортунистического поведения на институциональные и экономические интересы банков // Экономика и социология. 2015. № 4 (28). С. 21–25.
8. Кириленко Ю. П. Воздействие информационной асимметрии на развитие финансового рынка // Проблемы управления финансами в государственном и корпоративном секторах экономики. Мат-лы III междунар. конгр. молодых ученых по проблемам устойчивого развития. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2017. 252 с. С. 88–92.
9. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. Д. В. Виноградова. Под ред. М. Е. Дорошенко. М.: Аспект Пресс, 2009. С 46–47.
Рецензия
Для цитирования:
Баракшин А.А. К вопросу разработки механизмов уменьшения влияния ассиметричной информации на рынок банковских услуг Российской Федерации. Мир экономики и управления. 2023;23(1):57-65. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-57-65
For citation:
Barakshin A.A. On the Issue of Developing Mechanisms to Reduce the Impact of Asymmetric Information on the Banking Services Market of the Russian Federation. World of Economics and Management. 2023;23(1):57-65. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-57-65