Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск
Том 22, № 3 (2022)

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

5-20 430
Аннотация

В условиях интенсивных внешних и внутренних экономических и социальных изменений наблюдается высокая степень неопределенности на финансовых, сырьевых, фондовых и иных рынках как в отдельных странах, так и в мировой экономике. Последствия изменений касаются повышения волатильности курса внутренних валют отдельных стран по отношению к ведущим мировым валютам, а также локальных рынков инвестиций, недвижимости, бизнеса и прочих активов. В периоды неопределенности важнейшей задачей инвесторов и компаний является принятие обоснованных управленческих решений, целью которых является повышение устойчивости бизнеса и инвестиций в бизнес-проекты. Одной из стратегий повышения устойчивости бизнеса и его устойчивого развития традиционно является соблюдение принципов ESG (Environment Social Governance), преимущество которых заключается в сочетании и взаимном влиянии в областях экологической, социальной и экономической устойчивости деятельности.

Поскольку как сами предприятия, страны, экономики, общества, так и степень открытости информации о них находятся в условиях постоянного изменения, важна единая система классификации идентификации устойчивой экономической деятельности или «таксономии». С одной стороны, мировой опыт демонстрирует тенденции к единообразию методологии и концепции таксономии устойчивых финансов, а с другой стороны – индивидуальные особенности национальной экономики той или иной страны требуют адаптации общих концепций в применении к ее уникальным характеристикам. В настоящее время активно развиваются российские наработки в области таксономии устойчивых финансов. В статье выполнены исследования по сделанным шагам в этом направлении в России и мире, а также предложена доработанная с учетом российской специфики упрощенная схема определения областей, входящих в сферу действия различных терминов таксономии.

 

21-34 247
Аннотация

Необходимость обеспечения устойчивого развития территорий привела к появлению ответственных эмитентов и инвесторов. При этом малоизученным остаётся воздействие подобных акторов на показатели биржевых активов, что делает актуальными исследования, посвященные данным вопросам. Целью этой работы стало изучение влияния ESG-ориентации инвесторов на эффективность и справедливость фондового рынка. В исследовании использованы данные за 2018 – 2021 годы ESG-рейтинга S&P Global Sustainable и портала https://smart-lab.ru по 232 российским фирмам. Характеристики отдельных компаний и рынка в целом рассчитаны с помощью методов описательной статистики и V-коэффициента Крамера, проведен кластерный анализ. Результаты работы показали, что активы с оценками ESG имеют статистически значимые большие дивидендную доходность и отношение цены акции к выручке на неё (мультипликатор P/S), однако и у активов с рейтингом устойчивости, и без него значение показателя P/S можно признать оптимальным. Сделан вывод о текущем отсутствии дистрибутивной справедливости на российской бирже и не влиянии выбора ответственных инвесторов на эффективность рынка. Теоретическая ценность исследования заключается в уточнении соблюдения гипотезы эффективного рынка Юджина Фама для активов ответственных эмитентов, а также определении показателей дистибутивной справедливости рынка. Научная значимость обусловлена оценкой текущего уровня эффективности и справедливости на российской бирже при распространении ESG-интересов среди инвесторов. Практический интерес представляют выявленные провалы финансового рынка, которые необходимо учитывать в своей деятельности менеджерам ответственных компаний и акционерам.

35-50 539
Аннотация

 

 Для реализации стратегических планов национального экономического роста необходимо развитие Дальневосточного федерального округа (ДФО), являющегося связующим звеном России и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Целью работы стали анализ и оценка основных макроэкономических тенденций, влияющих на социально-экономическое развитие ДФО. В качестве основной методики исследования использован метод «сдвиг – доля» и эмпирический анализ основных макроэкономических показателей региона. Ввиду того, что фундамент развития региона образуют факторы влияния, сформировавшиеся до пандемии коронавируса и начала специальной операции на Украине, анализ ДФО был произведен для периода с 2014 по 2019 годы. Исследование показало, что в целом Дальний Восток демонстрировал в анализируемом периоде положительную динамику, темпы роста отраслей округа превышали национальные, что было обеспечено как высоким внешним спросом на их продукцию, так и положительными результатами программы по ускоренному развитию ДФО, которая благоприятно сказалась на отраслях специализации региона. Однако отрасли с высокой долей добавленной стоимости находятся в кризисной ситуации, что может нивелировать положительные тенденции развития региона уже в ближайшее время, а в социальной сфере все еще отсутствуют благоприятные изменения, что в первую очередь характеризуется продолжающимся сокращением численности населения региона.

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

51-65 335
Аннотация

Важной частью анализа экономического роста регионов является исследование распределения инвестиций в пределах отраслей и субъектов Российской Федерации. Качественное выстраивание новых цепочек дополнительной стоимости может создать импульсы роста за счет синергетических эффектов инвестиционных проектов. Целью исследования является анализ синергетических эффектов региональных инвестиционных проектов и импульсное моделирование их воздействий на экономическую систему России. Выявление таких эффектов требует реализации сложных математических моделей, которые не всегда могут выявить весь спектр инвестиционных взаимосвязей. Решением могут служить методы когнитивного моделирования – сочетания математических подходов с экспертными оценками. В рамках исследования был применен многомерный факторный статистический анализ для построения когнитивной схемы с последующим импульсным моделированием. В результате изучения инвестиционных проектов России было выявлено 4 основных фактора, построенные как наборы тесно взаимосвязанных отраслей. Этими факторами стали энергетика с химической промышленностью, добыча и переработка полезных ископаемых с машиностроением, качество жизнеобеспечения, металлообработка с деревообработкой. Также были оценены 4 основных сценария инвестиционных импульсов в выделенные факторы. Критерием оптимальности был выбран рост инвестиционных потоков в фактор “качество жизнеобеспечения”. Было выявлено, что развитие металло- и деревообработки обеспечивает максимальный положительный эффект. Проведенное исследование показывает важность изучения инвестиционной синергии и предлагает методологический подход к проведению расчетов.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА В ЭКОНОМИКЕ

66-87 448
Аннотация

В рамках данного исследования разрабатывается малая DSGE-модель российской экономики с неоднородным адаптивным обучением экономических агентов. Сравнивая через проведение различных оценок, построение ретроспективных прогнозов, расчёт показателей ошибок разные модификации модели, делается вывод, что модель с неоднородным адаптивным обучением агентов соответствует данным лучше, чем модель с рациональными ожиданиями или однородным адаптивным обучением. Также, в рамках построенной модели определяется наилучшее правило монетарной политики; согласно ему, Центральному банку следует учитывать не только инфляцию и выпуск, но и реагировать на обменный курс и внутреннюю цену на нефть. Построенная в данной работе модель потенциально может быть применима в качестве не сильно громоздкого инструмента для анализа и прогнозов динамики экономики России, а полученные в результате выводы об оптимальной политике могут быть использованы при формировании экономической политики государства. 

МЕНЕДЖМЕНТ

88-102 320
Аннотация

Современные экосистемы бизнеса становятся неотъемлемой составляющей цифровой экономики и объектом исследований. В статье представлены результаты сравнительного анализа ключевых российских диверсифицированных экосистем бизнеса: Яндекс, VK, Сбер, МТС и Тинькофф на основе метода кейс-стади. Предложен подход к их позиционированию на рынке на основе доли в доходах компании-организатора экосистемы основного бизнеса и количества экосистемных сервисов.  Показано, что идет процесс конвергенции экосистем по типам предлагаемых сервисов, что обостряет конкуренцию между ними, при сохранении специализации экосистем в определенных сегментах рынка. Выявлены факторы, которые наряду с конкуренцией, обусловливают низкие финансовые результаты деятельности ведущих экосистем. Это несвязанный тип диверсификации, усложняющий реализацию потенциала синергии, развитие преимущественно за счет собственных ресурсов без использования потенциала партнерства, копирование сервисов при отсутствии механизмов удержания потребителей. Полученные результаты вносят вклад в обсуждение дискуссионных вопросов о возможностях рыночного доминирования экосистем и их влиянии на конкуренцию.

103-127 628
Аннотация

В современной теории и практике предпринимательской деятельности экономики страны не дается достаточно четкого понимания вопросов цифровой трансформации продовольственного ритейла. Целью статьи является обобщение отечественного и зарубежного опыта в формировании понятийного и категорийного аппарата в отношении процессов цифровизации продовольственного ритейлера. Методологическая база исследования включает теоретические положения цифровизации экономики, развития торговли и услуг, технологий цифровизации бизнеса и продовольственного ритейла. Методика исследования основана на применения методов монографического, сравнительного анализа, группировки и классификации актуальных источников, моделирования. Информационную базу исследования составили отечественные и зарубежные научные труды последних пяти лет, посвященные процессам цифровизации ритейла. В работе проведены результаты сравнительного анализа актуальных понятий и процессов цифровой трансформации ритейла в России. Дано авторское определение терминов «продовольственный ритейл» и «цифровая трансформация продовольственного ритейла» для отечественной экономики. Систематизированы этапы цифровизации российского продовольственного ритейла по срокам внедрения цифровых технологий. Составлена классификация продовольственного ритейла в зависимости от количества реализованных цифровых технологий. Результатом исследования и его научной новизной является концептуальная модель цифровизации продовольственного ритейла в российской практике. Автор предложил оценивать эффективности управления процессом цифровизации в продовольственном ритейле по степени развития «ядра» ритейла, системы управления и системы обеспечения. Согласно предлагаемой модели, развитие цифровизации ритейла следует рассматривать по уровню использования цифровых технологий в элементах «ядра». Для развития бизнеса необходимо внедрить соответствующую «систему обеспечения» цифровыми технологиями и поддержания эффективности их использования квалифицированными сотрудниками отделов «системы управления». Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая трактовка понятий, этапов и классификации цифровизации продовольственного ритейла ранее не была систематизирована. Разработанная автором организационно-управленческая модель способствует реализации стандартов обеспечения цифровыми технологиями продовольственных ритейлеров в России, направленной на повышение конкурентоспособности ритейла и увеличение качества сервисного обслуживания. 

128-135 196
Аннотация

В статье обоснована злободневность активного использования руководством отечественных предприятий управленческих концепций, более адекватных целям и характеру мобилизационной экономики.

В частности, отмечается объективный характер формирования мобилизационной экономики как следствие наличия реальных угроз существованию страны и общества как целостной системы. Одной из ключевых черт мобилизационной экономики является новая экономическая политика. Она предполагает возвращение государства в роли полноправного экономического агента и выработку новых «правил игры», нацеливающих на максимально эффективное использование российских сырьевых, трудовых и интеллектуальных ресурсов для противодействия внешним угрозам.

По мнению автора, к управленческим подходам, соответствующим нынешним целям отечественной экономики, можно отнести концепцию управления стратегическими  активами предприятия (в первую очередь, нематериальными) и концепцию устойчивого маркетинга. Первая нацеливает топ-менеджмент на учет значимости нематериальных активов в достижении актуальных целей и задач предприятия. Значительная часть нематериальных активов (например, репутация предприятия, лояльность персонала и корпоративная культура) в той или иной степени связана с человеческим фактором. Поэтому повышение продуктивности управления ими приводит, в конечном счете, более эффективному использованию человеческого потенциала.

Вторая концепция предполагает повышение социальной ответственности бизнеса как по отношению ко всем ее партнерам (начиная от персонала и заканчивая потребителями), так и обществу в целом. Суть концепции (в приложении к целям и условиям мобилизационной экономики) заключается в переходе от маркетинга безудержного потребления (несущего негативные последствия и для людей, и для природы) к маркетингу рационального, а, порой, и безопасного потребления. В этой концепции заложена и идея ресурсосберегающих технологий.

136-148 357
Аннотация

Процессы цифровой трансформации оказывают сильное влияние на все сферы экономики и развития современного общества. Одной из активно развивающихся отраслей стала сфера финансовых продуктов и услуг, породив новое явление на стыке финансов и технологий – финтех предприятия. Управление таким типом организации требует специальных подходов и способов интерпретации стратегии, а также принятия специфики финансовой среды. Для управления предприятиями всё большую популярность приобретает архитектурный подход, как инструмент описания принципов функционирования социально-экономических систем, позволяющий систематизировать виденье, управлять реализацией стратегии и достигать поставленных задач. Такой подход изначально был свойственен подразделениям информационных технологий предприятия, но теперь расширяет свое влияние со сферы ИТ на уровень всей компании. Задачами данного исследования является: обоснование потребности в гибкой архитектуре финтех предприятия, обеспечивающей адаптивность продуктов, услуг и управленческих решений; предложение подхода по реализации гибкой архитектуре на предприятиях данного типа. Для этих целей был проведен анализ литературных источников и существующих подходов, интерпретирован практический опыт работы и управления предприятий финансовой сферы. По мнению автора, реализация гибкости в процессе управления финансовыми компаниями, потребует не только специальных подходов, но и пересмотра ролей владельцев архитектуры. Что в конечном счете позволит сформировать конкурентное преимущество в процессе разработки и доставки финансовых продуктов и услуг, стимулировать инновации, а также повысить качество решений. Внедрения гибкой архитектуры может стать одним из этапов по достижении идей концепции Финансы 4.0.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

149-165 224
Аннотация

Статья посвящена изучению конструирования образа новосибирского Академгородка как иерархичной структуры, состоящей из определенных элементов. В качестве эмпирического объекта были выбраны молодые жителями Академгородка в возрасте от 18 до 35 лет, как приезжие, так и местные. Данное исследование находится на стыке таких областей социологии как: социология города и визуальная социология; в исследовании представлен обзор современных социологических исследований города и классических теорий социологии. В первой главе представлен обзор и анализ социологических исследований, посвященных изучению города и подходам к пониманию и выявлению образа городского пространства, также сформулированы основные задачи исследования. Таким образом, первая глава является теоретико-методологической основой нашего исследования. Вторая глава представляет собой описание методики исследования и содержит описание эмпирического объекта и информационной базы исследования, а также методов сбора данных. Сбор данных осуществлялся двумя методами: методом онлайн-опроса и интервью. Для каждого метода разработан инструментарий – анкета и гайд интервью. Собранные методом онлайн-опроса данные позволили описать контекст условий жизни в новосибирском Академгородке через описание субъективных оценок удовлетворенности условиями жизни, также онлайн-опрос послужил способом рекрутинга информантов для интервью. После сбора данных посредством полуформализованных интервью сделаны основные выводы и описаны результаты исследования. Были описаны параметры языкового конструирования образа Академгородка, выявлены типы визуальных образов Академгородка, описана территориальная идентичность, как эмоциональная связь с местом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)