Теоретические основы цифровой трансформации продовольственного ритейла
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-3-103-127
Аннотация
В современной теории и практике предпринимательской деятельности экономики страны не дается достаточно четкого понимания вопросов цифровой трансформации продовольственного ритейла. Целью статьи является обобщение отечественного и зарубежного опыта в формировании понятийного и категорийного аппарата в отношении процессов цифровизации продовольственного ритейлера. Методологическая база исследования включает теоретические положения цифровизации экономики, развития торговли и услуг, технологий цифровизации бизнеса и продовольственного ритейла. Методика исследования основана на применения методов монографического, сравнительного анализа, группировки и классификации актуальных источников, моделирования. Информационную базу исследования составили отечественные и зарубежные научные труды последних пяти лет, посвященные процессам цифровизации ритейла. В работе проведены результаты сравнительного анализа актуальных понятий и процессов цифровой трансформации ритейла в России. Дано авторское определение терминов «продовольственный ритейл» и «цифровая трансформация продовольственного ритейла» для отечественной экономики. Систематизированы этапы цифровизации российского продовольственного ритейла по срокам внедрения цифровых технологий. Составлена классификация продовольственного ритейла в зависимости от количества реализованных цифровых технологий. Результатом исследования и его научной новизной является концептуальная модель цифровизации продовольственного ритейла в российской практике. Автор предложил оценивать эффективности управления процессом цифровизации в продовольственном ритейле по степени развития «ядра» ритейла, системы управления и системы обеспечения. Согласно предлагаемой модели, развитие цифровизации ритейла следует рассматривать по уровню использования цифровых технологий в элементах «ядра». Для развития бизнеса необходимо внедрить соответствующую «систему обеспечения» цифровыми технологиями и поддержания эффективности их использования квалифицированными сотрудниками отделов «системы управления». Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая трактовка понятий, этапов и классификации цифровизации продовольственного ритейла ранее не была систематизирована. Разработанная автором организационно-управленческая модель способствует реализации стандартов обеспечения цифровыми технологиями продовольственных ритейлеров в России, направленной на повышение конкурентоспособности ритейла и увеличение качества сервисного обслуживания.
Об авторе
Е. А. АнтинескулРоссия
Антинескул Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, доцент
Пермь
ResearcherID GRJ-7170-2022
Scopus AuthorID 57315419000
Список литературы
1. Попова Е. М. Становление и особенности развития российского продуктового ритейла: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Хабаровск: Хабаровская краевая типография. – 2015. – 24 с.
2. Food Retail: agribusiness handbook. 2009. URL: https://fao.org/fileadmin/user_upload/tci…FoodRetail.pdf. Дата обращения: 22.06.2022.
3. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. Москва–2019 // Минкомсвязь России. URL: https://digital.ac.gov.ru/upload/iblock/044/Методическиерекомендациипоцт.pdf. Дата обращения: 22.06.2022.
4. Stolterman E., Croon F. A. Information Technology and the Good Life. Information systems research: relevant theory and informed practice. 2004, p. 689.
5. Глэсс Р., Лейкерт Б. Торговля 4.0. Цифровая революция в торговле: Стратегии, технологии, трансформация. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 346 с.
6. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Изд. второе, исправл. и дополн. – М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. – 368 с.
7. Паскова А. А. Цифровая трансформация розничной торговли: тенденции и технологии // Новые технологии. 2020. Т. 16. № 6. С. 123–131.
8. Что такое цифровая трансформация? // SAP Insights. 2021. URL: https://www.sap.com/cis/insights/what-is-digital-transformation.html Дата обращения: 20.06.2022.
9. Samuels M. What is digital transformation? Everything you need to know about how technology is reshaping business [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zdnet.com/article/what-is-digital-transformation-everything-youneedto-know-about-how-technology-is-reshaping/ Дата обращения: 20.06.2022.
10. Цифровая трансформация ритейла // Исследования AWG при грантовой поддержке Фонда «Сколково». 2021. URL: https://www.awg.ru/services/tsifrovayatransformatsiyariteyla/ Дата обращения: 20.06.2022.
11. Рыжков М. Цифровая трансформация и ее проявления в ритейле/ Сайт 2022. https://retail-loyalty.org/lr/mpass/ Дата обращения: 22.06.2022.
12. Бахарев В. В., Митяшин Г. Ю. Тенденции развития ритейла в России // Экономический вектор. 2020. № 3 (22). С. 54–60.
13. Пасюк М. К. Ключевые факторы успеха торговых сетей с помощью цифровых технологий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 4–2 (62). С. 184–186.
14. Семенова А. А. Будущее цифрового ритейла: тренды для инноваций // Петербургский экономический журнал. 2020. № 1. C. 64–69.
15. Ноговицина Л. П., Шнор Ж. П. Розничная торговля 4.0: характерные черты и технологии развития // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 3. C. 260–278.
16. Palmie M., Miehe L., Oghazi P., Parida V., Wincent J. The evolution of the digital service ecosystem and digital business model innovation in retail: The emergence of meta-ecosystems and the value of physical interactions. Technological Forecasting & Social Change 177 (2022) 121496.
17. Reinartz W., Wiegand N., Imschloss M. The impact of digital transformation on the retailing value chain. International Journal of Research in Marketing, Vol. 36, Issue 3, September 2019, pp. 350–366.
18. Косарева О. А. Информационные технологии для розничных торговых предприятий // Вестник Академии. Современные направления неоиндустриальной экономики в России и мире. 2019. № 2. С. 28–39.
19. Минов А., Кирюшин С., Борисов Е. Цифровизация и цифровая трансформация https://4cio.ru/content/Цифровизация%20и%20цифровая%20трансформация%20-%203_os.pdf Дата обращения: 20.06.2022.
20. Har L. L., Rashid U. K., Chuan L. T., Sen S. C., Xia L. Y. Revolution of Retail Industry: From Perspective of Retail 1.0 to 4.0. Procedia Computer Science. 200 (2022), pp. 1615–1625.
21. Цифровая трансформация бизнеса как источник роста // Roland Berger Strategy Consultants. Excellence in Retail. Серия публикаций для топ-менеджмента. 2021. 26 p. URL: https://www.rolandberger.com/publications/publication_pdf/rb_digitalization_ru.pdf (дата обращения: 20.06.2022).
22. Женжебир В. Н., Сурай Н. М., Скрынченко Б. Л. Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 2. С. 637–648.
23. Hübner A., Amorim P., Fransoo J., Honhon D., Kuhn H., Martinez de Albeniz V., Robb D. Digitalization and omnichannel retailing: Innovative OR approaches for retail operations. European Journal of Operational Research. 294 (2021), pp. 817–819.
24. Shankar V., Kalyanam K., Setia P., Golmohammadi A., Tirunillai S., Douglass T., Hennessey J., Bull J.S., Waddoups R. (2021) How Technology is Changing Retail. Journal of Retailing. 2021, no. 97 (1), pp. 13–27.
25. Grewal D., Kroschke M., Mende M., Roggeveen A. L., Scott M. L. Frontline Cyborgs at Your Service: How Human Enhancement Technologies Affect Customer Experiences in Retail, Sales, and Service Settings. Journal of Interactive Marketing. 51 (2020), pp. 9–25
26. Grewal D., Gauri D. K., Roggeveen A. L., Sethuraman R. (2021) Strategizing Retailing in the New Technology Era. Journal of Retailing. 2021. No. 97 (1), pp. 6–12.
27. Kellermayr-Scheucher M., Hörandner L., Brandtner P. Digitalization at the Point-of-Sale in Grocery Retail – State of the Art of Smart Shelf Technology and Application Scenarios. Procedia Computer Science. 2022. No. 196, pp. 77–84
28. Wang Y., Coe N. M. Platform ecosystems and digital innovation in food retailing: Exploring the rise of Hema in China. Geoforum. 126 (2021), pp. 310–321.
29. Wang Y., Kang Q., Zhou S., Dong Y., Liu J. The impact of service robots in retail: Exploring the effect of novelty priming on consumer behavior. Journal of Retailing and Consumer Services. 68 (2022), 103002.
30. Chiu C. L., Ho H. C., Yu T., Liu Y., Mo Y. () Exploring information technology success of Augmented Reality Retail Applications in retail food chain. Journal of Retailing and Consumer Services. 2021. No. 61. P. 102561.
31. Albors-Garrigos J. Barriers and enablers for innovation in the retail sector: Coinnovating with the customer. A case study in grocery retailing. Journal of Retailing and Consumer Services. 55 (2020), 102077.
32. Goi с M., Levenier C., Montoya R. Drivers of customer satisfaction in the grocery retail industry: A longitudinal analysis across store formats. Journal of Retailing and Consumer Services. 60 (2021), 102505.
33. Lim X. J., Cheah J. H., Dwivedi Y. K., Richard J. E. Does retail type matter? Consumer responses to channel integration in omnichannel retailing. Journal of Retailing and Consumer Services. 67 (2022), 102992.
34. Mostaghel R., Oghazi P., Parida V., Sohrabpour V. Digitalization driven retail business model innovation: Evaluation of past and avenues for future research trends. Journal of Business Research. 146 (2022), pp. 134–145.
35. Потоцкий И. Куда движется BPM: тренды рынка автоматизации бизнес-процессов // ИТ-бизнес CRN (2021). URL: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=153431. Дата обращения: 27.06.2021.
36. Lee C. H., Zhao X., Lee Y. C. Service quality driven approach for innovative retail service system design and evaluation: A case study. Computers & Industrial Engineering. 135 (2019), pp. 275–285.
37. Sigurdsson V., Larsen N. M., Alemu M. H., Gallogly J. K., Menon R. G. V., Fagerstrøm A. Assisting sustainable food consumption: The effects of quality signals stemming from consumers and stores in online and physical grocery retailing. Journal of Business Research. 112 (2020), pp. 458–471.
38. Kamble S. S., Gunasekaran A., Parekh H., Joshi S. Modeling the internet of things adoption barriers in food retail supply chains. Journal of Retailing and Consumer Services. 48 (2019), pp. 154–168.
39. Chkanikova O., Sroufe R. Third-party sustainability certifications in food retailing: Certification design from a sustainable supply chain management perspective. Journal of Cleaner Production. 282 (2021), 124344.
40. Su M., Fang M., Kim J., Park K. Sustainable marketing innovation and consumption: Evidence from cold chain food online retail. Journal of Cleaner Production. 340 (2022), 130806.
41. Psomiadis D. Food Fraud. A Global Threat With Public Health and Economic Consequences / Chapter 19 – Food fraud in the food service and retail sectors. 2021, pp. 371–387.
42. D’Souza C., Apaolaza V., Hartmann P., Brouwer A. R., Nguyen N. Consumer acceptance of irradiated food and information disclosure – A retail imperative. Journal of Retailing and Consumer Services. 2021. No. 63. P. 102699.
43. Lagorio A., Pinto R. Food and grocery retail logistics issues: A systematic literature review // Research in Transportation Economics. 2021. No. 87. P. 100841.
44. Yarosh O. B., Kalkova N. N., Reutov V. E. Customer emotions when making an online purchase decision: results of neuromarketing experiments. The Manager. 2021. 12. № 4. pp. 42–58.
45. Ковалев В. Е., Антинескул Е. А., Добровлянин В. Д. Цифровизация локального продуктового ритейла: возможности и ограничения // АПК: Экономика, управление. 2022. № 4. С. 24–34.
46. Леонов Д. Как локальным и региональным сетям не проиграть в конкурентной борьбе федеральным сетям // New Retail URL: https://new-re-tail.ru/business/kak_lokalnym_i_regionalnym_setyam_ne_proigrat_v_konkurentnoy_borbe_federalnym_setyam2448/. Дата обращения: 03.09.2021.
47. О BPM-системах. Отличительные особенности и три главных области применения // Retail.ru (2018). URL: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/konstantaobpm-sistemakh-otlichitelnye-osobennosti-i-tri-glavnykh-oblasti-primeneniya/. Дата обращения: 27.06.2021.
Рецензия
Для цитирования:
Антинескул Е.А. Теоретические основы цифровой трансформации продовольственного ритейла. Мир экономики и управления. 2022;22(3):103-127. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-3-103-127
For citation:
Antineskul E.A. Theoretical Foundations of the Digital Transformation of Food Retail. World of Economics and Management. 2022;22(3):103-127. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-3-103-127