Исторические судьбы исторической школы
Аннотация
Обсуждается научная программа, парадигма и место в экономической науке исторической школы. Показано, что в экономической литературе существуют диаметрально противоположные точки зрения на значение исследований в рамках этого направления для развития экономической мысли как в прошлом, так и в настоящем. Описаны принципиальные расхождения между представителями исторической школы и классической политической экономии. Проанализированы и обобщены взгляды разных авторов на содержание исследовательской программы и парадигмы исторической школы. Выявлены отличительные черты исследований в рамках данного направления и показано, что их нельзя смешивать с эмпирическими или историко-экономическими исследованиями, которые могут проводиться и рамках альтернативных подходов. Описаны некоторые достижения исторической школы, которые широко используются в других направлениях науки и/или ставшие общепризнанными. Предложены дополнительные аргументы для обоснования преемственности и взаимовлияния между исторической школой, марксизмом и старым американским институционализмом.
Об авторе
Владимир Ильич КлисторинРоссия
Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, профессор
Список литературы
1. Белоусов В. М., Ершова Т. В. История экономических учений: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 544 с.
2. Делепляс Г. Лекции по истории экономической мысли. Европейский подход. Новосибирск, 2000. 334 с.
3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ. 4-е изд. М.: Дело Лтд, 1994. 720 с.
4. Гурова И. П. История метода историко-экономической науки. Ульяновск, 1999. 95 с.
5. Гурова И. П. Конкурирующие экономические теории. Ульяновск, 1998. 176 с.
6. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968. 600 с.
7. Клисторин В. И. Лекции по истории экономической мысли: Учеб. пособие для вузов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 162 с.
8. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой. М.: Инфра-М, 2002. 784 с. (Серия «Высшее образование»)
9. Витте С. Ю. Избр. воспоминания. 1849–1911 гг. М.: Мысль, 1991. 719 с. 10. Витте С. Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист // Вопросы экономики. 1992. № 2. С. 140–160.
10. Маркс К. К критике гегелевской философии права. URL: http://www.marxists.org/russkij/marx/1844/philosophy_right/01.htm
11. Туган-Барановский М. И. Очерки по новейшей истории политической экономии. СПб: Изд. журн. «Мир Божий», 1903. Т. 10. 434 с. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003717545#?page=1
12. Аникин А. В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1979. 367 с.
13. Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция, социальный склероз. Новосибирск: ЭКОР, 1998. 432 с.
14. Якунин В. И. Интеграционный проект солидарного развития на Евро-Азиатском континенте (научно-практические концепции) // Вестн. РАН. 2014. Т. 84, № 8. С. 675–688.
15. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Счастье как научная категория // Вестн. РАН. 2014. Т. 84, № 8. С. 715–723.
Рецензия
Для цитирования:
Клисторин В.И. Исторические судьбы исторической школы. Мир экономики и управления. 2014;14(4):168–177.
For citation:
Klistorin V.I. Historical stories of the historical school. World of Economics and Management. 2014;14(4):168–177. (In Russ.)