Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

ФУНКЦИИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ И КУЛЬТУРОЙ

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-2-153-167

Аннотация

Рассматриваются функции школьных музеев, их роль в развитии образовательной среды, а также в формальных и неформальных отношениях в школе. Цель исследования - изучить особенности проявления функций на практике, используя пример школьных музеев Новосибирской области различных профилей. Исследование основывается на представлении о признанных основных функциях школьных музеев: документирующей и образовательно-воспитательной. Были использованы: метод полуформализованного интервью с руководителями школьных музеев, анализ документов с сайтов общеобразовательных школ, фотоматериалы, знакомство с экспозициями школьных музеев. В результате показано, что школьный музей - это полифункциональная, многопрофильная структура, которая способна выполнять больший спектр функций, чем представлялось изначально. Были дополнительно обозначены: идеологическая в рамках образовательно-воспитательной, имиджевая, культурно-просветительская, организационно-коммуникативная и профориентационная функции. Показано, что школьные музеи, являясь формой дополнительного образования детей, действуя в нормативном поле учреждений культуры, выполняют функции по развитию общего и дополнительного образования, создают предметную и смысловую основу для воспитательной деятельности, соединяют образовательную и культурную сферы. Выявлены проблемы деятельности школьных музеев: зависимость самого существования музея от энтузиазма его руководителя, проблемы низкого финансирования, нехватки площадей для экспозиций, организационные проблемы (недостаточная информированность руководителей и сотрудников о возможностях участия в конференциях, других мероприятиях, ограничение участия школьников из-за отсутствия транспорта), отсутствие доступа к профессиональной экспертизе экспонатов и др.

Об авторах

К. Н. Калашникова
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет; Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Россия


Е. Г. Новогранова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Россия


И. И. Харченко
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Россия


Список литературы

1. Леонов Е. Е. Региональные особенности развития культурно-образовательной деятельности сети школьных музеев г. Новосибирска (2000-2011 гг.) // Омский научный вестник. 2012. № 2 (106). С. 261-263.

2. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001. 153 с.

3. Шмуратко Д. В. Нужны ли школьные музеи в современной России? (анализ государственных программ и стратегий) // Преподавание истории в школе. 2015. № 10. С. 42-45.

4. Потягов А. В. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив // Вестн. Вят. гос. ун-та. 2012. С. 141-143.

5. Яхно Ю. Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=53 (дата обращения 01.12.2017).

6. Зайцева М. А., Михайлова Т. Л. Школьный музей как коммуникативное пространство формирования патриотизма // Оборонно-промышленный комплекс России: исторический опыт и современные стратегии: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2016. С. 105-109.

7. Егорова Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен // Вестн. Шадринского гос. пед. ин-та. 2013. № 2 (18).

8. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. 496 c.

9. Туманов В. Е. Школьный музей: Метод. пособие. 2-е изд., испр. М., 2003. 154 с.

10. Макеева И. А. Школьный музей: история и перспективы развития // Педагогика: традиции и инновации: Материалы II Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2012.

11. Леонов Е. Е. Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы // Вестн. Кем. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 17. С. 39-49.


Рецензия

Для цитирования:


Калашникова К.Н., Новогранова Е.Г., Харченко И.И. ФУНКЦИИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ И КУЛЬТУРОЙ. Мир экономики и управления. 2018;18(2):153-167. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-2-153-167

For citation:


Kalashnikova K.N., Novogranova E.G., Kharchenko I.I. FUNCTIONS OF SCHOOL MUSEUMS OF NOVOSIBIRSK REGION: BETWEEN EDUCATION AND CULTURE. World of Economics and Management. 2018;18(2):153-167. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-2-153-167

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)