Философия предпринимательства и индуктивный метод Ф. Бэкона
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2025-25-1-131-152
Аннотация
Актуальность темы обусловлена центральной ролью предпринимательства в рыночной экономике, одновременно с недостаточной степенью проработанности темы самой сущности предпринимательства. В настоящий момент предпринимательские теории среди классиков экономической мысли можно выделить в три предпринимательские школы, каждая из которых связывает предпринимательство с различным содержанием: операционным управлением и маркетинговой деятельностью, воспроизведением инноваций или способностью замечать возможности. Целью данной статьи является обобщение подходов к определению сущности предпринимательства с позиций теории человеческого капитала. Для выполнения данной цели в исследовании был применен специальный индуктивный метод Ф. Бэкона, который позволил соотнести взгляды классиков с современными формами предпринимательства. При этом были построены теоретические модели предпринимательства, детально описывающие составляющие сущности. Полученный вывод согласуется с положением каждой предпринимательской школы и подтверждается проведенным автором ранее эмпирическим исследованием. Также в настоящей статья была построена идеализированная модель сравнения бизнесов высшего и низшего предпринимателей и был получен вывод о том, что мерилом предпринимательства в управлении бизнесом является эффективность деятельности, был приведен ряд показателей, по которым можно судить о степени предпринимательства в управленце.
Об авторе
А. А. БуймовРоссия
Буймов Артем Андреевич, аспирант кафедры корпоративного управления и финансов Новосибирского государственного университета экономики и управления
Новосибирск
Список литературы
1. Ben-Elia E., Erev I., Shiftan Y. The combined effect of information and experience on drivers’ route-choice behavior // Transportation. 2008. № 35. С. 165–177.
2. ElNaggar R. A. A., ElSayed M. F. Drivers of business model innovation in micro and small enterprises: evidence from Egypt as an emerging economy // Futur Bus J. 2023. Vol. 9. P. 4.
3. Engidaw A. E. Exploring internal business factors and their impact on firm performance: small business perspective in Ethiopia // J. Innov. Entrep. 2021. Vol. 10. P. 25.
4. Leavitt H., Pondy L., Boje D. Readings in managerial psychology. Third Edition. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1980. 731 p.
5. Marshall A. Principles of Economics. 8th ed. London: Macmillan and Co., 1920. 627 р. URL: https://files.libertyfund.org/files/1676/Marshall-0197-EBk-v6.0.pdf (дата обращения: 08.01.2023). – Режим доступа: Свободный
6. Mills C. White collar. The American Middle Classes. Oxford: Oxford University Press, 1951.
7. Mises L. V. Human Action. A Treatise on Economics. San Francisco: Henry Regnery Company, 1966. 927 р. URL: https://www.r-5.org/files/books/economics/a-t/Ludwig-von-Mises-Human-Action-A-Treatise-on-Economics-EN.pdf (дата обращения: 08.01.2023).
8. Wijayaratna K., Dixit V. Impact of information on risk attitudes: Implications on valuation of reliability and information // Journal of Choice Modeling. 2016. № 20. P. 16–34.
9. Zhu T., Haugen S., Liu Y. Risk information in decision-making: definitions, requirements and various functions // Journal of Loss Prevention in the Process Industries. 2021. № 72.
10. Адизес И. Управление жизненным циклом компании: как организации растут, развиваются и умирают и что с этим делать; пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2023. 514 с.
11. Буймов А. А. Аналитическое исследование состояния предпринимательства в Российской Федерации // Вестник университета. 2024. № 4. С. 121–144.
12. Буймов А. А. Сравнительный анализ теорий предпринимательства в рамках исторического подхода // Human Progress. 2023. Т. 9, вып. 1. С. 23.
13. Буймов А. А., Глотко А. В. Эмпирическое определение роли образования в бизнесе // Вестник ГУУ. 2023. № 11.
14. Бэкон Ф. Новый Органон. М.: Рипол классик, 2019. 364 с. (PROвласть). ISBN 978-5-386-10620-1
15. Громова А. С. Отношение к риску, предпринимательство и самозанятость // Экономический журнал ВШЭ. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-risku-predprinimatelstvo-i-samozanyatost (дата обращения: 10.07.2024).
16. Грэм Б. Разумный инвестор: Полное руководство по стоимостному инвестированию / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014. 568 с.
17. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Диджитал, 2008.
18. Данакари Р. А. Философия науки: учеб. пособие для вузов; Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». Волгоград: Изд-во Волгоград. ин-та управления – филиала РАНХиГС, 2021. 1 электрон. опт. Диск (CD – ROM). Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD – ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана. – 252 с
19. Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента; пер. с англ. М.: Вильямс, 2004. 432 с. : ил. – Парал. тит. англ.
20. Касаева Т. В. Расширительная трактовка структуры человеческого капитала // Пространство экономики. 2013. № 2-2.
21. Кашин В.В. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 206 с.
22. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство; пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. М.: Юнити-дана. 2001. 239 с.
23. Кобелева А. А. Человеческий капитал: понятийный аппарат и структура // Экономические исследования. 2017. № 4.
24. Коложвари Ю. Б., Буймов А. А. Институциональный подход к созданию стартапа: международный аспект // Инновационное развитие экономики. 2021. № 5 (65). С. 35–45. DOI: 10.51832/2223-79842021535. – EDN JQRDLF.
25. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 453 с.
26. Орир Дж. Физика: учебник; пер. с англ. и научная редактура Ю. Г. Рудого и А. В. Беркова. М.: КДУ, 2010. 752 с. : табл. , ил. ISBN 978-5-98227-366-6
27. Плаксунова Т. А. Человеческий капитал в инновационной экономике // Пространство экономики. 2009. № 4-3.
28. Принципы научного менеджмента / пер. с англ. А. И. Зак; научн. ред. и предисл. Е. А. Кочерина. М.: Журнал «Контроллинг», 1991. 104 с. (Классики менеджмента; вып. 1)
29. Рис Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели; пер. с англ. 5-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2016. 255 с.
30. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006. 384 с.
31. Чепуренко А. Теория предпринимательства: новые вызовы и перспективы // Форсайт. 2015. № 2.
32. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия; предисл. В. С. Автономова; пер. с нем. В. С. Автономова, Ю. В. Автономова, Л. А. Громовой, К. Б. Козловой, Е. И. Николаенко, И. М. Осадчей, И. С. Семененко, Э. Г. Соловьева]. М.: Эксмо, 2008. 864 с. (Антология экономической мысли).
Рецензия
Для цитирования:
Буймов А.А. Философия предпринимательства и индуктивный метод Ф. Бэкона. Мир экономики и управления. 2025;25(1):131-152. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2025-25-1-131-152
For citation:
Buimov A.A. Philosophy of Eentrepreneurship and the Inductive Method of F. Bacon. World of Economics and Management. 2025;25(1):131-152. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2025-25-1-131-152




































