Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Проблема отчуждения как деструктивный фактор развития отечественных вузов

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-83-94

Аннотация

Одна из главных задач, стоящих перед отечественными вузами заключается в подготовке выпускников, способных профессионально работать в условиях трансформирующейся экономики. Решение этой задачи невозможно без кардинальных изменений в управленческих практиках как по отношению к вузам (реализуемых в государственной образовательной политике), так и внутри них. При этом следует учитывать не только задачи, обусловленные изменяющейся ситуацией в стране и за ее пределами, но и негативные тенденции в развитии отечественной сферы образования, характерные для последних трех десятилетий.

Требуемые изменения могут реально осуществиться при условии объединения управленческих усилий как со стороны Министерства науки и высшего образования РФ, так и вузовского менеджмента. Важнейшая задача вузовского менеджмента – преодоление таких негативных последствий, как трансформация мотивов и ценностей ключевых субъектов образовательного процесса (прежде всего преподавателей и студентов), проблема отчуждения, затрагивающая эти социальные общности, изменение характера и форм коммуникаций между ними и т. п.

В статье обоснована актуальность таких изменений, приведены основные пути преодоления проблемы отчуждения, основанные на использовании концепций управления, адекватных сложшейся ситуации (концепции ценностно-ориентированного управления вузом и продуктивного управления его стратегическими активами).

Об авторе

С. Г. Борисова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Борисова Светлана Георгиевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента Института менеджмента и социальных коммуникаций

AuthorID 278788

Новосибирск



Список литературы

1. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Управление университетами в оценках образовательных общностей // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 100–111. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.042

2. Борисова С. Г. Концепция управления маркетинговыми активами и эффективность вузов // Маркетинг услуг. 2013. № 3. С. 238–247.

3. Бурков Р. Б. Проблема отчуждения в философии XVII–XVIII веков // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 5 (сентябрь-октябрь). С. 45–57. URL:http://zpu-http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/5/Burkov_Problem-of-Alienation/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 11.01.21).

4. Курбатова М. В., Донова И. В., Каган Е. С. Оценка изменений положения преподавателей российских вузов // Мир России. 2017. Т. 26. № 3. С. 90–116. DOI: 10.17323/1811-038Х-2017-26-3-90-116.

5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. С. 41–174.

6. Москвина Н. Б. Профессиональная деятельность преподавателя вуза: проблема разрушения смыслов // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 36–42.

7. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 68–77.

8. Рогозин Д. М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования. Вопросы образования // Educational Studies Moscow. 2021. № 1. С. 31–51.

9. Суслова И. Б. Культурное отчуждение современной молодежи и способы его преодоления средствами образования //Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2015. № 3. С. 88–93.

10. Тамбовцев В., Рождественская И. Реформа высшего образования в России: международный опыт и экономическая теория // Вопросы экономики. 2014. № 5. C. 97–108.


Рецензия

Для цитирования:


Борисова С.Г. Проблема отчуждения как деструктивный фактор развития отечественных вузов. Мир экономики и управления. 2023;23(1):83-94. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-83-94

For citation:


Borisova S.G. The Problem of Alienation as a Destructive Factor in Development of Russian Universities. World of Economics and Management. 2023;23(1):83-94. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2023-23-1-83-94

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)