Неформальная самозанятость на рынке репетиторских услуг: международный опыт государственного регулирования
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-4-60-78
Аннотация
В настоящее время феномен репетиторства носит международный характер и, как свидетельствуют исследования в этой области, во многих странах мира имеет выраженную тенденцию к росту. Вместе с тем вопросы функционирования и развития рынка репетиторских услуг остаются недостаточно освещенными в силу отсутствия достоверной информации об услугах репетиторов, несовершенства законодательной базы в этой области, а также в связи с комплексными изменениями в системе образования и в целом в социально-экономической жизни общества, к которым крайне восприимчив анализируемый рынок. Поэтому цель статьи – раскрыть особенности подходов и методов, используемых в международной практике регулирования рынка репетиторских услуг.
В статье показано, что рынок репетиторских услуг в любой стране, несмотря на достаточную открытость для новых участников, функционирует в условиях определенных ограничений: естественных и искусственных барьеров. Первые обусловлены особенностями естественного развития и масштабами рынка, вторые – создаются посредством административного контроля репетиторской деятельности. Приведена классификация барьеров, которая позволила выделить в отдельную категорию государственное регулирование самозанятости на рынке репетиторских услуг. Представлены типы государственной политики разных стран в отношении репетиторской деятельности. Выявлено, что действующая система государственного регулирования рынка репетиторских услуг в России характеризуется направленностью на налоговый контроль без учета социальной значимости характера репетиторской услуги и ее влияния на государственную систему образования. В связи с этим необходим анализ международного опыта, особенно в отношении возможности внедрения наиболее успешных решений государственного регулирования рынка репетиторских услуг применительно к российским условиям.
Ключевые слова
Об авторах
С. С. ДонецкаяРоссия
Светлана Сергеевна Донецкая, доктор экономических наук, профессор
Новосибирск
В. А. Третьякова
Россия
Виктория Анатольевна Третьякова, аспирант
Новосибирск
Список литературы
1. Ireson J. M., Rushforth K. Private tutoring at transition points in the English education system: its nature, extent and purpose. Research Papers in Education, 2011, Vol. 26, No.1, P. 1–38.
2. Kirby P. Shadow schooling: Private tuition and social mobility in the UK. London, England: Sutton Trust, 2016.
3. Шипкова Е. Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 39–46.
4. Bray M., Kwo 0. W. Y. Regulating private tutoring for public good: Policy options for supplementary education in Asia. UNESCO and Comparative Education Research Centre, The University of Hong Kong, and Bangkok, UNESCO, 2014.
5. Medina L., Schneider F. Shadow economies around the world: what did we learn over the last 20 years? IMF Working Papers, International Monetary Fund, 2018, No. 017.
6. Aurini J., Davies S. Supplementary education in a changing organizational field: The Canadian case II Out of the shadows: The global intensification of supplementary education. Emerald Group Publishing Limited, 2013, Vol. 22, P. 155–170.
7. Bray M. The challenge of shadow education: Private tutoring and its implications for policy makers in the European Union. Brussels: European Commission.NESSE Report, 2011.
8. Briggs D. C. The Effect of Admission Test Preparation: Evidence from NELS: 88. Chance, 2001, Vol.14, No. 1, P. 10–18.
9. Choi S. et al. When One Door Closes: The Impact of the Hagwon Curfew on the Consumption of Private Tutoring in the Republic of Korea. IEB Working Paper, 2015, No 32.
10. Guo Y., Chen Q., Zha, S., Pei C. Does private tutoring improve student learning in China? Evidence from the China Education Panel Survey. Asia Pac Policy Stud, 2020, Vol. 7, P. 322–343.
11. Baker D.P., Akiba M., LeTendre G.K., et al. Worldwide shadow education: Outsideschool learning, institutional quality of schooling, and cross-national mathematics achievement. Educational Evaluation and Policy Analysis, 2001, Vol. 23, No. 1. P. 1–17.
12. Dang H.-A., Rogers F. The growing phenomenon of private tutoring: Does it deepen human capital, widen inequalities, or waste resources? The World Bank Research Observer, 2008, Vol. 23, No. 2, P. 161–200.
13. Tweed R. G., Lehman D. R. Learning considered within a cultural context: Confucian and Socratic approaches. American Psychologist, 2002, Vol. 57, No. 2, P. 89–99.
14. Pimlott-Wilson H., Holloway S. L. Supplementary education and the coronavirus pandemic: economic vitality, business spatiality and societal value in the private tuition industry during the first wave of Covid-19 in England, Geoforum, 2021. Vol. 127. P. 71-80.
15. Bray M., Silova I. The private tutoring phenomenon: International patterns and perspectives. In I. Silova and M. Bray (Eds.), Education in a hidden marketplace: Monitoring of private tutoring – overview and country reports. Budapest: Open Society Institute, 2006.
16. Bray M. The shadow education system: Private tutoring and its implications for planner. UNESCO: International Institute for Educational Planning 61. Paris. 1999.
17. Zhang W. Regulating Private Tutoring in China: Uniform Policies, Diverse Responses. ECNU Review of Education, 2019, Vol. 2. No.1. P. 25–43.
Рецензия
Для цитирования:
Донецкая С.С., Третьякова В.А. Неформальная самозанятость на рынке репетиторских услуг: международный опыт государственного регулирования. Мир экономики и управления. 2022;22(4):60-78. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-4-60-78
For citation:
Donetskaya S.S., Tretyakova V.A. Informal Self-Employment in the Market of Tutoring Services: International Experience of State Regulation. World of Economics and Management. 2022;22(4):60-78. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-4-60-78