Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Позиционирование российских экосистем бизнеса

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-3-88-102

Аннотация

Современные экосистемы бизнеса становятся неотъемлемой составляющей цифровой экономики и объектом исследований. В статье представлены результаты сравнительного анализа ключевых российских диверсифицированных экосистем бизнеса: Яндекс, VK, Сбер, МТС и Тинькофф на основе метода кейс-стади. Предложен подход к их позиционированию на рынке на основе доли в доходах компании-организатора экосистемы основного бизнеса и количества экосистемных сервисов.  Показано, что идет процесс конвергенции экосистем по типам предлагаемых сервисов, что обостряет конкуренцию между ними, при сохранении специализации экосистем в определенных сегментах рынка. Выявлены факторы, которые наряду с конкуренцией, обусловливают низкие финансовые результаты деятельности ведущих экосистем. Это несвязанный тип диверсификации, усложняющий реализацию потенциала синергии, развитие преимущественно за счет собственных ресурсов без использования потенциала партнерства, копирование сервисов при отсутствии механизмов удержания потребителей. Полученные результаты вносят вклад в обсуждение дискуссионных вопросов о возможностях рыночного доминирования экосистем и их влиянии на конкуренцию.

Об авторах

В. Д. Маркова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Россия

Маркова Вера Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник

Новосибирск

Scopus ID 57194526992



С. А. Кузнецова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Россия

Кузнецова Светлана Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник

Новосибирск

Scopus ID 56526401700



Список литературы

1. Moore J. F. Business Ecosystems and the View from the Firm. The Antitrust Bulletin, 2006, No. 51 (3), pp. 31–75.

2. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal, 2018, No. 39 (8), pp. 2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904

3. Hein A., Schreieck М., et al. Digital platform ecosystems. Electronic Markets, 2020, No. 30, pp. 87–98.

4. Granstranda O., Holgerssonb M. Innovation ecosystems: a conceptual review and a new definition. Technovation, 2020 feb. DOI: org/10.1016/j.technovation.2019.102098

5. Tolstykh T., Gamidullaeva L., Shmeleva N. Universities as knowledge integrators and cross-industry ecosystems: self-organizational perspective. SAGE Open, 2021, No. 11 (1). DOI: 10.1177/2158244020988704

6. Архипова А. А. Цифровая экосистема в индустрии туризма. Modern Science. 2020, № 7-2. С. 38–42.

7. Маркова В. Д. Кузнецова С. А. Проблемы формирования бизнес-экосистем на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С. Инновации. 2018. № 2. С. 55–60.

8. Pidun U., Reeves M., Schüssler M. Do You Need a Business Ecosystem? 2019 Available at:

9. Chung V., Dietz M., Rab I., Townsend Z. Ecosystem 2.0: Climbing to the next level. McKinsey Quarterly, September. 2020. Available at: https://mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/ecosystem-2-point-0-climbingto-the-next-level

10. Срничек Н. Капитализм платформ. М.: Изд. дом ВШЭ. 2019.

11. Янсити М., Лахани К. Оцифруйся или умри. Как трансформировать компанию с помощью искусственного интеллекта и обойти конкурентов. М: Эксмо. 2021

12. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегии развития экосистем: анализ российского опыта. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2021. № 12 (3). С. 242–251. DOI: 10.17747/2618-947X-2021-3-242-251

13. Thomas G., Myers K. The anatomy of the case study. London. 2015.

14. Моазед А., Джонсон Н. Платформы, Практическое применение революционной бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер. 2019.

15. Fuller J., Jacobides M., Reeves M. The Myths and Realities of Business Ecosystems. MIT Sloan Management review, febr. 2019.

16. O’Рейли. WTF? Гид по бизнес-моделям будущего. М.: Эксмо. 2019

17. Moazed A., Johnson N. Modern monopolies: what it takes to dominate the 21st century economy. Hardcover. 2016.

18. Cennamo C., Santaló J. Platform competition: strategic trade-offs in platform markets. Southern Medical Journal, 2013, No.11 (November). DOI: 10.1002/smj.2066

19. Gawer A. Digital Platforms’ Boundaries: The Interplay of Firm Scope, Platform Sides, and Digital Interfaces. Long Range Planning, sept.2020, DOI: 10.1016/j.lrp.2020.102045

20. Hagiu A., Lee R. (2011). Exclusivity and control. Journal of Economics & Management Strategy, No. 20 (3), pp. 679–708.

21. Tiwana A. (2018). Platform synergy: Architectural origins and competitive consequences. Information Systems Research, No. 29 (4), pp. 829–848.

22. Abdulla A., Janiszewska-Kiewra E., Podlesny J. Data ecosystems made simple. McKinsey Digital, march 2021 Available at: https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/tech-forward/data-ecosystems-made-simple

23. Isckia Th., De Reuver M., Lescop D. (2020). Orchestrating platform ecosystems: the interplay of innovation and business development subsystems. Journal of innovation & Management, No. 2, pp. 197–223.


Рецензия

Для цитирования:


Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Позиционирование российских экосистем бизнеса. Мир экономики и управления. 2022;22(3):88-102. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-3-88-102

For citation:


Markova V.D., Kuznetsova S.A. Positioning of Russian Business Ecosystems. World of Economics and Management. 2022;22(3):88-102. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-3-88-102

Просмотров: 340


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)