Совершенствование оценки эффективности деятельности компании
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-1-165-184
Аннотация
В условиях постоянно меняющейся бизнес-среды перед руководством компании встают все новые задачи, увеличивается сложность управления. В этой связи с конца 80-х гг. XX в. после волны критики традиционных (финансовых) методик на первое место выходят системы оценки эффективности деятельности (performance measurement systems, PMS), предлагающие идеи и технологии, основанные на сочетании как финансовых, так и нефинансовых показателей, ориентированные на стратегическую линию компании.
Целью данной статьи является разработка новой PMS, сочетающей в себе преимущества существующих систем, а также устраняющей присущие им ограничения.
Соответственно, в ходе проведенного исследования были выявлены основные ограничения существующих систем оценки эффективности, а также предложена новая PMS, обладающая рядом преимуществ перед известными. Данная система ориентирована на максимизацию стоимости компании, описывает вклад в изменение стоимости каждого основного бизнес-процесса, продукта и клиента, что позволяет уйти от агрегирования и оценить эффективность деятельности на каждом уровне, а также превратить набор полезных, но несколько разнородных показателей в систему с четко выраженным целевым ориентиром.
Данная PMS основана на положениях концепций стоимостно-ориентированного (Value Based Management, VBM), стратегического (Strategic Management, SA), процессного управления (Business Process Management, BPM), а также на положениях концепции управления эффективностью (Performance Management, PM).
Разработанная система оценки эффективности деятельности целенаправленно основана на общеизвестных категориях и показателях для повышения ее практической значимости. Данная PMS поможет руководству понять, из чего складывается бизнес, какие процессы внутри компании влияют на эффективность ее работы. Ведь целесообразность адекватной оценки эффективности деятельности для успешного функционирования компании в современных условиях весьма значительна, так как она способна помочь руководству не только достигнуть желаемых результатов, но и увидеть резервы повышения эффективности.
Об авторе
А. Н. ПриставкаРоссия
Алина Николаевна Приставка, аспирант
Новосибирск
Список литературы
1. Cross K. F., Lynch R. L. The “SMART” Way to Define and Sustain Success. National Productivity Review, 1988/89, vol. 8, no. 1, pp. 23–33.
2. Keegan D. P., Eiler R. G., Jones C. R. Are Your Performance Measures Obsolete? Management Accounting, 1989, vol. 70, no. 12, pp. 45–50.
3. Kaplan R. S., Norton D. P. The Balanced Scorecard – Measures that Drive Performance. Harvard Business Review, 1992, vol. 70, no. 1, pp. 71–79.
4. Ittner C. D., Larcker D. F. Coming up short on nonfinancial performance measurement. Harvard Business Review, 2003, vol. 81, no. 11, pp. 88–95.
5. Reilly G. P., Reilly R. R. Using a measure network to understand and deliver value. Journal of Cost Management, 2000, November / December, pp. 5–14.
6. Neely A. The evolution of performance measurement research: developments in the last decade and a research agenda for the next. International Journal of Operations & Production Management, 2005, vol. 25, no. 12, pp. 1264–1277.
7. Мейер М. В. Оценка эффективности бизнеса: Пер. с англ. М.: Вершина, 2004. 272 с.
8. Глущенко К. П. Оценка эффективности транспортных проектов: опыт и проблемы (часть 2) // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. Т. 12, № 1. С. 40–46.
9. Watts T., McNair-Connolly C. J. New performance measurement and management control systems. Journal of Applied Accounting Research, 2012, vol. 13, no. 3, pp. 226–241.
10. Мкртчян Г. М., Костылев А. О., Скопина Л. В. Эффект излишней самоуверенности менеджера как фактор неопределенности при оценке нефтегазовых инвестиционных проектов // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2013. Т. 13, № 3. С. 102–113.
11. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
12. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 250 с.
13. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Диджитал, 1985. 1020 с.
14. Чернов С. С. Классификация стратегий организации: от теории к практике // Российский экономический интернет-журнал. 2007. № 3. С. 60.
15. Попов В. Н., Касьянов В. С., Савченко И. П. Системный анализ в менеджменте: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 304 с.
16. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент: Пер. с англ. / Под ред. Е. А. Дорофеева. СПб.: Питер, 2009. 960 с.
17. Черемушкин С. В., Понкрашина Г. А. Экономическая добавленная стоимость и затраты на капитал: рыночный и бухгалтерский подходы // Финансовый менеджмент. 2008. № 6. С. 50–69.
18. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 303 с.
19. Качалов И. В. Пять ключевых стратегий для увеличения продаж // Практический маркетинг. 2003. № 12 (82). С. 4–9.
20. Есипов В. Е. Цены и ценообразование. СПб.: Питер, 2006. 560 c.
21. Опекунова М. В., Иващенко Н. С. Виды производственных стратегий и методы их разработки // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития: Сб. материалов Междунар. науч. конф. молодых исследователей. М., 2017. С. 324–327.
22. Евтодиева Т. Е. Стратегические постулаты закупочной логистики // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2017. № 1. С. 6.
23. Дыбская В. В., Сергеев В. И. Корпоративные логистические стратегии и технологии: выбор и способы реализации // Логинфо. 2002. № 3.
24. Васильева О. Е. Разработка стратегии послепродажного обслуживания // Вестник Курган. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2005. № 3. С. 166– 171.
25. Портер Е. М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
26. Кот К. Что такое стратегия продаж и как правильно ее написать // Calltouch Blog: [сайт]. 2020. URL: https://blog.calltouch.ru/ (дата обращения 21.02. 2022).
27. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2007. 1000 с.
Рецензия
Для цитирования:
Приставка А.Н. Совершенствование оценки эффективности деятельности компании. Мир экономики и управления. 2022;22(1):165-184. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-1-165-184
For citation:
Pristavka A.N. Improving the Measurement of a Company’s Performance Effectiveness. World of Economics and Management. 2022;22(1):165-184. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-1-165-184