Социальные аспекты конкурентоспособности
Аннотация
Важнейшей предпосылкой существования любой организации или предприятия является обеспечение долгосрочного устойчивого развития, одним из условий которого исследователи называют повышение конкурентоспособности организации. В современных экономических условиях социальные аспекты конкурентоспособности выходят на первый план, поскольку именно стратегия социальной ответственности (СОП) современного предприятия может обеспечить ему коммерческие выгоды, одновременно отвечая на запросы общества и способствуя росту его благосостояния. Такой подход лежит в основе современной оценки конкурентоспособности. Наравне с «жесткими параметрами», такими как ценовые характеристики, способность противостоять другим конкурентам, эффективная финансовая и производственная политика, большое значение приобретают так называемые «гибкие факторы» конкурентоспособности: кадровый потенциал организации, индивидуальные и коллективные компетенции, организационно-управленческий потенциал. Исходя из этого была сформулирована гипотеза исследования: конкурентоспособность организации определяется ее индивидуальными и коллективными компетенциями, опирается на социально ответственные действия, подтверждает востребованность объекта и обеспечивает его устойчивое долгосрочное развитие. В основу действий организации по повышению конкурентоспособности должен быть положен ее интеллектуальный потенциал, т. е. управление индивидуальными и коллективными компетенциями, обеспечивающими долгосрочное развитие и достижение запланированных целей. Для каждого стратегического действия организации существует эффективная комбинация компетенций, усиливающая это действие. Таким образом, предлагается новое определение конкурентоспособности предприятия: это социально-экономическая категория осознания социальной ответственности, в основе которой лежат индивидуальные и коллективные компетенции, опирающиеся на социально-ответственные действия предприятия и обеспечивающие его устойчивое и долгосрочное развитие.
Об авторе
Анна Викторовна КлимоваРоссия
Кандидат социологических наук, доцент
Список литературы
1. Перотто П. Дарвинизм и менеджмент. Милан: Il Sole «24 Ore», 1990.
2. Попов Ю. Н. Изменяющийся мир и наши представления о нем // Труд и социальные отношения. 2009. № 12. С. 32–37.
3. Паскаль Ш. Социальная ответственность предприятия: происхождение, понятие, действующие лица, инструменты // Lettre de l’IFRAM. 2011. № 28. P. 5–6.
4. Плотицина Т. М. Определение конкурентоспособности предприятия // Вестн. Том. гос. техн. ун-та. 2010. Т. 16, № 1. С. 205–211.
5. Блинов А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 20–24.
6. Захаров А. Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы управления // Бизнес и банки. 2004. № 1–2. С. 1–5.
7. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.
8. Рубин Ю. В. Конкуренция: реалии и перспективы. М.: Знание, 1990. 64 с.
9. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджемент. М.: Дело, 2005. 133 с.
10. Charles-Pauvers B., Schieb-Bienfait N. Analyser l’articulation des compétences individuelles, collectives et stratégiques: propositions théoriques et méthodologiques // LEMNA – Université de Nantes. 2010. Jan. P. 6.
11. Ромашова Л. О. Социальные факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Социология и жизнь. 2012. № 4. С. 171–174.
Рецензия
Для цитирования:
Климова А.В. Социальные аспекты конкурентоспособности. Мир экономики и управления. 2014;14(2):142–154.
For citation:
Klimova A.V. Social aspects of competitiveness. World of Economics and Management. 2014;14(2):142–154. (In Russ.)