Экономико-политические и социокультурные условия становления предпринимательства в современной России
Аннотация
В статье исследуются неоднозначные контекстуальные проявления, сопровождающие процесс становления российского предпринимательского сообщества. В работе представлены результаты исследования особенностей этих проявлений, полученные на основе анализа разнообразных материалов из российских официальных, научных и общественно-политических, а также международных источников. «Отношение к предпринимательству» рассматривается как наиболее важная социокультурная составляющая развития предпринимательства как социальной практики. Установленные экономико-политические и социально-культурные тенденции, сопровождающие формирование современного российского предпринимательства, отражают незавершённость этапа рыночных преобразований в России. Создание современной этической основы развития предпринимательства и его взаимодействия с обществом представляется как один из способов ускорения этих преобразований. Результаты данной междисциплинарной работы, являющейся своего рода «взглядом со стороны», указывают на равнозначность, по мнению автора, социокультурной и экономико-политической проблематик для современного этапа развития предпринимательства в России.
Об авторе
Артур ВальтерАвстрия
Докторант
Список литературы
1. Тагаева Т. О. Теоретические проблемы перехода от централизованной экономики к экономике рыночного типа // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2001. Т. 1, вып. 2. С. 77–91.
2. Райзберг Б. А. Азбука предпринимательства. М.: Дума, 1991.
3. Голикова В. В., Капралова Н. Л., Яковлев А. А. Российские «челноки» – от предпринимателей поневоле к интеграции в рыночное хозяйство // Мир России. 2007. № 2. С. 84–106. URL: http://demoscope.ru/weekly/2007/0293/analit04.php (дата обращения 13.08.2014).
4. Счетная Палата Российской Федерации. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Рук. рабочей группы – Председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин. М.: Олита, 2004. 185 c.
5. Гайдар Е., Чубайс А. Развилки новейшей истории России. М.: ОГИ, 2011. 168 с.
6. Приложение к ежегоднику «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991–2011 гг.» / Федер. служба гос. стат. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b12_13_p/IssWWW.exe/Stg// %3Cextid %3E/ %3Cstoragepath %3E:: %7Ctab11.xls (дата обращения 13.08.2014).
7. Леденева A., Шекшня С. Бизнес в России: неформальные практики и антикоррупционные стратегии // Russie.Nei.Visions. 2011. № 58. URL: http://www.ifri.org/?page=detailcontribution&id=6475&id_provenance=97 (дата обращения 13.08.2014).
8. Kar D., Freitas S. Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy // Global Financial Integrity. 2013. URL: http://russia.gfintegrity.org/ (дата обращения 13.08.2014).
9. Чепуренко А. Жирных котов не любят нигде (Беседовал В. Бельченко) // Огонек. 2009. № 17 (5095). URL: http://kommersant.ru/doc/1228831 (дата обращения 13.08.2014).
10. Причины и последствия финансового кризиса в России конца 90-х годов (по материалам Временной комиссии по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений от 17 августа 1998 года): Аппарат Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, информационно-аналитическое управление // Аналитический вестник. 1999. № 98 (10). URL: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/25650 (дата обращения 13.08.2014).
11. Гельман В. А. Становление и развитие предпринимательства в современной России // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. URL: http://www.scienceeducation.ru/pdf/2011/6/263.pdf (дата обращения 13.08.2014).
12. Барсукова С. Август 1998 года и отечественное предпринимательство // Pro et Contra. 1999. Т. 4, вып. 2. С. 28–45.
13. Ширяева Я. Д. Малый бизнес в России: статистика и законодательство // Финансы и Бизнес. 2008. № 1. URL: http://finbiz.spb.ru/download/1_2008_schir.pdf (дата обращения 13.08.2014).
14. Барсукова С. Неформальная практика российского бизнеса в зеркале трансакционных издержек // Проблемы, успехи и трудности переходной экономики: опыт России и Беларуси: Сб. ст. 2000. Вып. 16. С. 244–267. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/773/668/1219/013_Barsukova_S.pdf (дата обращения 13.08.2014).
15. Барсукова С. Почему Россия не живет по законам рынка // Forbes. 2013. URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/idei/234970-pochemu-rossiya-ne-zhivet-po-zakonam-rynka (дата обращения 13.08.2014).
16. Дудин М. Н., Лясников Н. В. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны // Креативная экономика. 2008. № 5 (17). С. 83–90. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/3062/ (дата обращения 13.08.2014).
17. Зарубина Н. Благочестие и предпринимательство // НГ-Религии. 2001. URL: http:// www.ng.ru/ng_religii/2001-04-11/8_business.html (дата обращения 13.08.2014).
18. Милехина Т. Воротила, делец… предприниматель // Отеч. записки. 2005. № 2 (23). URL: http://www.strana-oz.ru/2005/2/vorotila-delec-predprinimatel (дата обращения 13.08.2014).
19. Ратмайр Р. Прагматика извинения: сравнительное исследование на материале русского языка и русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2003. 272 с.
20. Нечипорова Е. В. Милосердие и благотворительность в деятельности русской православной церкви // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/miloserdie-i-blagotvoritelnost-v-deyatelnosti-russkoypravoslavnoy-tserkvi (дата обращения 13.08.2014).
21. Кириллова Н. СМИ о бизнесе: разноцветная правда. 2010. URL: http://www.deloros.ru/main.php?mid=162&doc=19733 (дата обращения 13.08.2014).
Рецензия
Для цитирования:
Вальтер А. Экономико-политические и социокультурные условия становления предпринимательства в современной России. Мир экономики и управления. 2014;14(4):49–61.
For citation:
Walter А. Economic, political and sociocultural conditions of formation of entrepreneurship in modern Russia. World of Economics and Management. 2014;14(4):49–61. (In Russ.)