Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Перспективы энергопотребления на транспорте: методические подходы и результаты прогнозирования

Аннотация

Направление и эффективность использования минеральных ресурсов, а также тенденции развития рынков полезных ископаемых, прежде всего энергетических, являются одной из центральных тем развития соответствующих отраслей народного хозяйства. В статье рассматривается потребление минеральных энергетических ресурсов на транспорте с дифференциацией по странам мира. Предлагается усовершенствовать методику прогнозирования потребления энергии транспортным сектором на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Актуальность работы связана с ведущей ролью транспортного сектора в формировании спроса на нефть в мире. В свою очередь, в структуре транспортного сектора на автомобильный транспорт приходится основная часть потребления энергоносителей. Для европейских стран этот показатель находится на уровне 80 %. Поэтому при прогнозировании энергопотребления на транспорте ключевым моментом является определение перспектив развития именно автомобильного транспорта. В большинстве развитых и развивающихся стран на транспорт приходится 60–70 % всего внутреннего потребления нефти. В связи с этим для обеспечения энергетической безопасности стран особое значение имеет прогнозирование спроса на энергию со стороны транспортного сектора в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Прогнозирование потребления энергии дорожным транспортом включает два основных направления: прогноз удельного потребления энергии транспортным средством и прогноз количества автомобилей.

Рассматриваются ретроспективные данные удельного энергопотребления автотранспортным средством с дифференциацией по странам Европы, а также в России. Проведенный анализ выявил устойчивую тенденцию снижения удельного энергопотребления для большинства развитых стран. Однако этот процесс различается как по интенсивности снижения удельного энергопотребления, так и по времени возникновения тенденции.

Анализ удельного потребления энергии в странах за последние 25 лет показал, что динамика показателя наиболее точно описывается экспоненциальной функцией: на начальном этапе снижение энергопотребления протекает более интенсивно, чем в последующие периоды. В результате была выведена общая закономерность сходимости стран по энергопотреблению и определены параметры зависимости скорости снижения удельного энергопотребления от его начального значения.

На основе трендовых моделей, а также выявленной зависимости скорости снижения энергопотребления от его

начального уровня возможно осуществить прогноз удельного энергопотребления как для развитых, так и для развивающихся стран, для которых существует ограниченный ряд ретроспективных данных.

С целью улучшить качество прогнозирования удельного количества автотранспортных средств предлагается

ввести в модель дополнительные параметры, которые бы учитывали различия стран по природно-климатическим, социально-экономическим, институциональным условиям. В результате на основе эконометрического анализа были выделены 5 наиболее значимых факторов, влияющих на уровень автомобилизации населения.

Предложенный методический подход к определению удельного энергопотребления на транспорте и совершенствование методики прогнозирования количества транспортных средств позволят прогнозировать спрос на энергоносители со стороны транспортного сектора экономики на долгосрочную перспективу.

Об авторах

Леонтий Викторович Эдер
Кандидат экономических наук, доцент, заведующий лабораторией
Россия

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск
Институт нефтегазовой геологии и геофизики
им. А. А. Трофимука СО РАН, Новосибирск



Василий Юрьевич Немов
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, Новосибирск
Россия

Аспирант, старший преподаватель, младший научный сотрудник



Ирина Викторовна Филимонова
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, Новосибирск
Россия

Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой



Список литературы

1. Бандман М. К., Малов В. Ю. Транспортный комплекс Азиатской России: укрепление экономической безопасности // Марк Константинович Бандман. Избранные труды и продолжение начатого / Отв. ред. В. Ю. Малов; ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2014. С. 359–377.

2. Василевский Л. И. Прогнозы развития транспорта капиталистических стран // Тр. Ин-та комплексных транспортных проблем. 1973. Вып. 38.

3. Горев А. Э. Основы теории транспортных систем. СПб.: СПбГАСУ, 2010. 214 с.

4. Гулев Я. Ф., Лебединский П. К. Основные показатели и измерители работы транспорта. М.: Транспорт, 1980. 216 с.

5. Шафиркин Б. И. Единая транспортная система СССР и взаимодействие различных видов транспорта. М.: Высш. шк., 1983. 191 с.

6. Gabriel S. A., Kydes A. S., Whitman P. The national energy modeling system: a large-scale energy-economic equilibrium model // Oper Res. 2001. № 49. Р. 14–25.

7. Howells M., Rogner H., Strachan N., Heaps C., Huntington H., Kypreos S. et al.

8. OSeMOSYS: the open source energy modeling system: an introduction to its ethos, structure and development // Energy Policy. 2011. № 39. P. 5850–5870.

9. Steybe F., Effenberger F., Beckmann S., Kramer P., Glania C., Wortmann R., Wohlgemuth N. World transport energy demand modelling – Methodology and elasticities // Energy Policy. 1997. Vol. 25. P. 1109–1119.

10. Joyce D., Dermot G., Sommer M. Vehicle Ownership and Income Growth, Worldwide: 1960–2030 // Energy Journal. 2007. Vol. 28. No. 4.

11. Эдер Л. В. Прогноз мирового энергопотребления: методические подходы, сравнительные оценки // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2013. № 6. С. 15–26.


Рецензия

Для цитирования:


Эдер Л.В., Немов В.Ю., Филимонова И.В. Перспективы энергопотребления на транспорте: методические подходы и результаты прогнозирования. Мир экономики и управления. 2016;16(1):25–38.

For citation:


Eder L.V., Nemov V.Yu., Filimonova I.V. Prospects for transport energy consumption: methodological approaches and results of forecasting. World of Economics and Management. 2016;16(1):25–38. (In Russ.)

Просмотров: 124


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)