Корпоративное обучение как элемент формирования и развития трудовых ресурсов в инновационной экономике
Аннотация
На современном этапе становления инновационной экономики профессиональное развитие работника становится точкой преломления интересов общества, корпорации, в которой он работает, и самого работника. В статье рассмотрены взаимоотношения концепции формирования трудовых ресурсов и корпоративного обучения, которое часто рассматривается как нечто отдельное, организованное исключительно под интересы предприятия. Дано определение корпоративного обучения, перечислены задачи, структура, преимущества и недостатки. Приведены примеры систем корпоративного обучения на омских предприятиях, организации базовых (корпоративных) кафедр, корпоративных университетов, ресурсных центров. Подробно рассмотрено взаимодействие предприятий и учебных заведений. Приведена статистика по участию омских вузов в работе системы дополнительного образования в 2014-2015гг, собранная автором. Уделено внимание значению корпоративного обучения, а также его отдельных методик, таких как «обучение действием», в современной инновационной экономике. Результатом исследования становится включение корпоративного обучения в качестве одного из ключевых элементов современного формирования трудовых ресурсов.
Ключевые слова
Об авторе
Ирина Николаевна ГореловаРоссия
старший преподаватель
Список литературы
1. Иванов С. Ф. Демографические тревоги прошлого и настоящего // Demoskop Weekly. 2013. №. 543–544.
2. Кузнецов В. В. Корпоративное образование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 227 с.
3. Профессиональная педагогика: Учебник для студ., обучающихся по пед. специально- стям и направлениям / Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с.
4. Кафидов В. В. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. Стандарт третье- го поколения. СПб.: Питер, 2012. 208 с.
5. Магура М. И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. 2-е изд. М.: Бизнес-школа, 2003. 254 с. (Библиотека журнала «Управление персоналом»)
6. Резанович И. В. Применение метода обучения действием в системе внутрифирменного повышения квалификации менеджеров // МНКО. 2013. № 3 (40). С. 156–158.
7. Кибанов А. Я., Митрофанова Е. А., Есаулова И. А. Управление трудовыми ресурсами / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2009. 284 с.
8. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практ. посо- бие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 2002. 368 с.
9. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. пособие / Под ред. П. Э. Шлендер. М.: Вузовский учебник, 2011. 302 с.
10. Новиков А. М. О перспективах развития профессионального туристского образования // Вестн. РМАТ. 2011. № 1 (1). С. 65–71.
11. Разумова Н. А. Видеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения // Вестн. НВГУ. 2013. № 1. С. 69–70.
12. Захарова О. А. Развитие корпоративного обучения: от «e-learning» до «we-learning» // Образовательные технологии и общество . 2013. № 2. С. 529–546.
13. Хохлов Н. Т. Направление и формы интеграции образования, науки и производства // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 108–114.
14. Старобинский Э. Е. Некоторые штрихи к кадровой политике за рубежом // Управле- ние персоналом. 2000. № 7. С. 50–53.
15. Лексин В., Швецов А. Российская регионалистика на исходе ХХ века // Российский экономический журнал. 2000. № 10. С. 75–92.
16. Зверева О. А. Подготовка специалистов для сферы туризма в профессиональных кол- леджах Германии // Среднее профессиональное образование. 2009. № 4. С. 68–69.
17. Стукен Т. Ю. Спрос на внутрифирменное обучение в России и Беларуси: сравнитель- ная характеристика // Вестн. ОмГУ. Серия: Экономика. 2014. № 4. С. 109–117.
18. Стукен Т. Ю., Лапина Т. А. Обучение молодых работников на рабочем месте: инве- стиции в специфические компетенции или ликвидация пробелов в базовой подготовке? // Вестн. ОмГУ. Серия: Экономика. 2015. № 1. С. 108–114.
19. Лисицына Л. С. Реализация кадровой политики на предприятиях легкой промышлен- ности Дальнего Востока в 1950–1960-е гг. // Изв. АлтГУ. 2008. № 4–4. С. 121–125.
20. Константинова С. А. От школы ФЗО до многопрофильного техникума – дорога дли- ною в 60 лет // Образование. Карьера. Общество . 2014. № 3 (42). С. 102–104.
21. Бондаренко Н. Характер текущего и ожидаемого дефицита профессиональных навы- ков и качеств работников на российском рынке труда // Вестник общественного мнения. 2009. № 2 (100). С. 34–46.
22. Дрогобыцкая К. С. Теоретические основы знаниевой экономики // Вестн. ОГУ. Во- просы экономики. 2009. № 9. С. 103–107.
23. Халиулина В. В., Ракомина А. Ю. Оценка персонала на основе компетентностного подхода // Вестн. ОмГУ. Серия: Экономика. 2014. № 4. С. 62–67.
24. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. П. Э. Шленде- ра. М.: Юнити-Дана, 2012. 320 с.
25. Долженко Р. А. Вовлеченность участников краудсорсинговых проектов // Вестн. Ом- ГУ. Серия: Экономика. 2014. № 3. С. 29–37
Рецензия
Для цитирования:
Горелова И.Н. Корпоративное обучение как элемент формирования и развития трудовых ресурсов в инновационной экономике. Мир экономики и управления. 2016;16(3):57–67.
For citation:
Gorelova I.N. Corporate training as an element of formation and development of labour resources in the innovation economy. World of Economics and Management. 2016;16(3):57–67. (In Russ.)