Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Система послевузовского профессионального образования в КНР: механизмы управления и процесс обучения

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-147-168

Аннотация

Мощный экономический рост Китая обусловлен комплексом правительственных инициатив, среди которых приоритетными являются проекты реформирования системы высшего образования. Начиная с 1980-х гг. особое внимание государство уделяет подготовке научных кадров. Благодаря дальновидному государственному планированию и мощному бюджетному финансированию в Китае практически с нуля создана конкурентоспособная национальная система послевузовского профессионального образования. В итоге, если в 1978 г. было подготовлено только 9 postgraduates students, то в 1985 г. – уже 17 004, в 1998 г. – 47 077, а в 2018 г. – 604 368. Количество присвоенных докторских степеней только с 2005 по 2018 г . выросло более чем в два раза: с 27 677 до 60 700.

Немаловажным при формировании системы послевузовского обучения является своевременное издание государственных нормативных актов, регулирующих это направление образовательной деятельности, правильно выстроенный механизм управления работой аспирантуры и жесткая система контроля образовательного процесса на всех этапах обучения магистрантов и докторантов. Поэтому в данной статье уделено внимание организации процесса обучения в аспирантурах, открытых в китайских университетах и научных институтах, а также механизму управления национальной системой подготовки научных кадров. Кроме того, на основе данных Министерства образования Китая, официальной статистической информации, публикаций, находящихся в открытом доступе в сети китайского Интернета, а также научных статей, опубликованных в ведущих мировых изданиях, показано как изменились за последние десять лет количество университетов и научных организаций, в которых происходит подготовка магистрантов и докторантов, численность обучающихся, прием и выпуск специалистов.

Об авторах

С. С. Донецкая
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия

Светлана Сергеевна Донецкая, доктор экономических наук, профессор

Новосибирск



Бин Ван
Российский университет дружбы народов
Россия

аспирант

Москва



Список литературы

1. Ащеулова Н. А., Душина С. А. Китайская аспирантура: особенности национальной системы подготовки интеллектуальной элиты // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 2 (23). С. 245–250.

2. Бражник Е. И., Юань Ф. Внешние и внутренние факторы становления и развития научно-образовательной среды современных университетов России и Китая // Вестник Нижневарт. гос. ун-та. 2018. № 2. С. 8–15

3. Ван Сяотин. Послевузовское образование в научно-исследовательских институтах на предприятиях Китая // Преподаватель XXI век. 2019. № 2. С. 53–65.

4. Гурулева Т. Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 152–164.

5. Житникова М. Н. Система академических степеней и послевузовское образование в КНР // Научный вестник МГТУ ГА. 2005. № 94. С. 29–33.

6. Кузнецова В. В., Машкина О. А. Проект «Шуан и Лю». Глобализация китайского высшего образования» // Образовательная политика. 2019. № 4 (80). С. 76–90.

7. Лунев С. И. Развитие образования (базовое и высшее, аспирантура) и науки в Китае и Индии // Сравнительная политика. 2013. Т. 4, № 2. С. 70–81.

8. Сан Тяньцзы. Особенности и ключевые тенденции в сотрудничестве РФ и КНР в области высшего образования // Мир экономики и управления. 2019. Т. 19, № 1. С. 107–114. DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-1-107-114

9. 王战军 (Ван Чжаньцзюнь). 转型期的中国研究生教育[Послевузовское образование в Китае в переходный период] // 学位与研究生教育[Ученая степень и послевузовское образование]. 2010. № 11. С. 1–5. (на кит. яз.)

10. 王小栋 (Ван Сяоду), 王战军 (Ван Чжаньцзюнь), 蔺跟荣 (Линь Гэнжун). 中国研究生教育 70 年发展历程、路径与成效 [70-летняя история развития, пути и результаты высшего образования Китая] // 中国高教研究 [Исследование высшего образования Китая]. 2019. № 10. (на кит. яз.) DOI 10.16298/j.cnki.1004-3667.2019.10.06

11. Shen W. Transnational research training: Chinese visiting doctoral students overseas and their host supervisors. Higher Education Quarterly, 2018, no. 72 (3), pp. 224–236. DOI 10.1111/hequ.12168

12. Shen W.-Q., Liu D., Chen H. Chinese PhD students on exchange in European Union countries: experiences and benefits. European Journal of Higher Education, 2017, vol. 7 (3), pp. 322–335. DOI 10.1080/21568235.2017.1290885

13. Zheng G., Shen W., Cai Y. Institutional logics of Chinese doctoral education system. Higher Education, 2018, no. 76 (5), pp. 753–770. DOI 10.1007/s10734-018-0236-3

14. 徐翠华 (Сюй Цуйхуа). 高校研究生教育管理体制研究 [Исследование системы управления послевузовским образованием в вузах] // 江苏高教 [Высшее образование в Цзянсу]. 2009. № 5. С. 92–94. (на кит. яз.)

15. 杜朝辉 (Ду Чжаохуэй), 张国栋 (Чжан Годун). 上海交通大学研究生培养机 制改革的实践与思考 [Практика и размышления о реформе механизма подготовки аспирантов Шанхайского университета Цзяотун] // 学位与研究生教 育 [Ученая степень и послевузовское образование]. 2012. № 10. С. 10–14. (на кит. яз.)

16. 鲍威 (Бао Вэй), 吴宇川 (У Юйчуань). 研究生培养机制改革推进及其成效 的实证分析 [Эмпирический анализ реформы механизма подготовки аспирантов и ее эффективности] // 学位与研究生教育 [Ученая степень и послевузовское образование]. 2011. № 7. С. 4–10. (на кит. яз.)


Рецензия

Для цитирования:


Донецкая С.С., Ван Б. Система послевузовского профессионального образования в КНР: механизмы управления и процесс обучения. Мир экономики и управления. 2021;21(3):147-168. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-147-168

For citation:


Donetskaya S., Wang B. Postgraduate Professional Education in China: Control Mechanisms and Learning Process. World of Economics and Management. 2021;21(3):147-168. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-147-168

Просмотров: 217


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)