Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Метод оценки синергического эффекта межорганизационного взаимодействия в туристско-рекреационной сети

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-132-146

Аннотация

В настоящее время межорганизационное взаимодействие представляет собой нематериальный актив, обеспечивающий в долгосрочной перспективе эффективное функционирование и устойчивое конкурентное преимущество предприятий, в том числе и туристско-рекреационной сферы. В новых условиях ведения бизнеса успех туристско-рекреационных предприятий во многом зависит от эффективности ее взаимодействия с бизнес-партнерами, формирующими цепочку создания ценности туристского продукта, что актуализирует важность и необходимость появления соответствующих исследований теоретической и эмпирической направленности.

Литературный обзор, проведенный авторами статьи, позволил сформировать перечень преимуществ, получаемых участниками межорганизационного взаимодействия в результате коллаборации в туристско-рекреационной сети. Вместе с тем авторы приходят к выводу, что оценка реальных экономических эффектов в результате коллаборации предприятий туристской сферы в настоящее время остается еще недостаточно разработанной областью знаний новой экономической социологии. В статье феномен межорганизационного взаимодействия в туристско-рекреационной сети исследуется в фокусе возникающих синергетических эффектов. На основе использования затратного подхода авторами разработан метод оценки синергического эффекта межорганизационного взаимодействия в туристско-рекреационной сети. Предложенный метод был апробирован на примере крупной туристско-рекреационной сети, функционирующей на территории Иркутской области. Представленный авторами подход к оценке синергического эффекта межорганизационного взаимодействия в туристско-рекреационной сети территории может быть использован как при оценке целесообразности создания новой туристско-рекреационной сети в результате объединения автономных туристско-рекреационных предприятий, так и при расширении существующих альянсов туристско-рекреационной сферы за счет увеличения числа новых предприятий в их составе.

Об авторах

Н. В. Рубцова
Байкальский государственный университет
Россия

Наталья Владимировна Рубцова, кандидат экономических наук, доцент. SPIN 4173-4660

Иркутск



К. С. Солодухин
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия

Константин Сергеевич Солодухин, доктор экономических наук, профессор. SPIN 4735-1420

Владивосток



Список литературы

1. Czernek-Marszałek К. Social embeddedness and its benefits for cooperation in a tourism Destination. Journal of Destination Marketing & Management, 2020, vol. 15, p. 100404.

2. Rank O. N. The effect of structural embeddedness on start-up survival: A case study in the German biotech industry. Journal of Small Business and Entrepreneurship, 2014, vol. 27 (3), pp. 275–299.

3. Young N. The structure and substance of African American entrepreneurial networks: Some preliminary findings. In: Reynolds P. D., Bygrave W. D., Carter N. M., Manigart S., Mason C. M., Meyer G. D. (eds.) Frontiers of entrepreneurship research. Babson College, Wellesley, 1998, pp. 118–131.

4. Домбровская Ю. И. Взаимосвязь стратегического развития региона и инфраструктурных компаний: постановка проблемы и возможные решения // Изв. Байкал. гос. ун-та. 2013. № 3 (89). C. 30–34.

5. Баженова В. С. Вопросы взаимодействия государства и бизнеса в процессе регионального развития // Изв. Байкал. гос. ун-та. 2011. № 3 (77). C. 58–62.

6. Метелева Е. Р. Использование сетевого подхода в технологии стратегического управления городским развитием // Baikal research journal. 2011. № 2. C. 59.

7. Granovetter M. The impact of social structure on economic outcomes. Journal of Economic Perspectives, 2005, vol. 19 (1), pp. 33–50.

8. Beritelli P. Cooperation among prominent actors in a tourist destination. Annals of Tourism Research, 2011, vol. 38 (2), pp. 607–629.

9. Zee E. van der, Vanneste D. Tourism networks unraveled: A review of the literature on networks in tourism management studies. Tourism Management Perspectives, 2015, vol. 15, pp. 46–56.

10. Lynch P. A. Networking in the homestay sector. Service Industries Journal, 2000, vol. 20 (3), pp. 95–116.

11. Telfer D. J. Strategic alliances along the Niagara wine route. Tourism Management, 2001, vol. 22 (1), pp. 21–30.

12. Рубцова Н. В. Эффекты сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона (на примере Сибирского федерального округа) // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. С. 217–232.

13. Arribas I., Hernández P., Vila J. E. Guanxi, performance and innovation in entrepreneurial service projects. Management Decision, 2013, vol. 51 (1), pp. 173–183.

14. Scuotto V., Del Giudice M., Carayannis E. G. The effect of social networking sites and absorptive capacity on SMES’ innovation performance. The Journal of Technology Transfer, 2017, vol. 42 (2), pp. 409–424.

15. Рубцова Н. В. Методические аспекты оценки эффективности сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 3: Экономика и экология. 2020. № 1. С. 68–82.

16. Rubtsova N. V., Khamnaeva N. I., Astrakhantseva A. S. Intercompany network interaction in the field of regional tourist and recreational services: specifics and development trends (on the Baikal regions experience). Bulletin of the Far Eastern Federal University: Economics and Management, 2020, no. 4, pp. 86–99.

17. Czernek K. The role of social embeddedness in tourist region cooperation. European Journal of Tourism and Hospitality Research, 2014, vol. 5 (2), pp. 61–81.

18. Ghazali A. Small firm owner-managers’ networks in tourism and hospitality. International Journal of Business and Society, 2005, vol. 6 (2), pp. 37–54.

19. Рубцова Н. В. Цепочка создания ценности туристского продукта // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 40 (271). С. 46–53.

20. Fyall A., Garrod B., Wang Y. Destination collaboration: A critical review of theoretical approaches to a multi-dimensional phenomenon. Journal of Destination Marketing & Management, 2012, vol. 1 (1-2), pp. 10–26.

21. Gursoy D., Saayman M., Sotiriadis M. Introduction. In: Gursoy D., Saayman M., Sotiriadis M. (eds.). Collaboration in tourism businesses and destinations. A handbook. Bingley, Emerald, 2015, pp. XV–XXVI.

22. Ateljevic J., Milne S., Doorne S., Ateljevic I. Tourism micro-firms in rural New Zealand key issues for the coming millennium. Victoria University Tourism Research Group, Centre Stage Report 7, 1999.

23. Ingram P., Roberts P. W. Friendships among competitors in the Sydney hotel industry. American Journal of Sociology, 2000, vol. 106 (2), pp. 387–423.

24. Jack S. L., Anderson A. R. The effects of embeddedness on the entrepreneurial process. Journal of Business Venturing, 2002, vol. 17, pp. 467–487.

25. Rubtsova N., Solodukhin K. Conceptual model for assessing the effectiveness of inter-organizational relations in the tourism network. In: E3S Web of Conferences, 1, 2020, p. 05002.

26. Никулина Т. А., Романова И. М., Шмидт Ю. Д. Методика оценки синергетического эффекта функционирования корпоративных розничных торговых сетей // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 939–945.


Рецензия

Для цитирования:


Рубцова Н.В., Солодухин К.С. Метод оценки синергического эффекта межорганизационного взаимодействия в туристско-рекреационной сети. Мир экономики и управления. 2021;21(3):132-146. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-132-146

For citation:


Rubtsova N.V., Soloduhin K.S. Methodology for Assessing Synergy Effect of Inter-Organizational Interaction in a Tourist-Recreation Network. World of Economics and Management. 2021;21(3):132-146. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-132-146

Просмотров: 242


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)