Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Планирование закупки товаров минимального ассортимента с учетом неопределенности спроса

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-120-131

Аннотация

На некоторые предприятия розничной торговли (например, лекарственными препаратами) возложена ответственность за надежное удовлетворение спроса на товары минимального ассортимента, которые, как правило, не являются прибыльными. В отношении таких товаров предприятие стремится не к получению прибыли, а к удовлетворению неопределенного спроса. Мы предполагаем, что: (а) вектор спроса на товары минимального ассортимента в плановом периоде заключен «между» векторами спроса нескольких предшествующих периодов (является выпуклой линейной комбинацией этих векторов); (б) чем меньше максимальная (по группам товаров и возможным векторам спроса) величина неудовлетворенного спроса, тем больше надежность удовлетворения спроса. При этих предположениях мы рассматриваем задачу распределения ограниченного закупочного бюджета между группами товаров для максимально надежного удовлетворения неопределенного спроса. В статье показано, что эта задача эквивалентна поиску оптимальной по критерию Вальда стратегии в некоторой игре с природой и сводится к задаче линейного программирования. С учетом специфики задачи предложен быстрый (квадратичной трудоемкости) алгоритм построения оптимального плана закупок. Модель может быть использована при планировании закупок товаров минимального ассортимента, чтобы обеспечить максимальную надежность удовлетворения спроса, достижимую в рамках выделенного бюджета. Насколько нам известно, такая постановка задачи в предшествующей литературе не изучалась.

Об авторах

Д. Б. Андреев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Дмитрий Борисович Андреев, студент магистратуры

Москва



А. Б. Хуторецкий
Новосибирский национальный исследовательский университет
Россия

Александр Борисович Хуторецкий, доктор экономических наук, профессор. SPIN 9275-2232

Новосибирск



Список литературы

1. Громовик Б. П. Управление товарным ассортиментом фармацевтического предприятия с помощью АВС и XYZ-анализа // Маркетинг и реклама. 1999. № 1. С. 39–45.

2. Лисовский П. А. Формирование ассортимента аптечной сети методом каскадного использования ABC * XYZ-анализа // Вестник ИНЖЭКОН. Серия: Экономика. 2009. Вып. 2 (29). С. 260–264.

3. Сергеева Л. А., Попова Н. Б., Попова Э. У. Механизм формирования ассортимента лекарственных препаратов для реализации в аптеках // Актуальные исследования – 2018: Сб. ст. Нефтекамск: Мир науки, 2018. С. 320–327.

4. Самощенкова И. Ф., Гаранкина Р. Ю. Категорийный менеджмент в управлении минимальным ассортиментом аптечной организации // Фармация и фармакология. 2017. № 1. С. 49–63.

5. Джупарова И. А. Разработка экономико-математической модели формирования товаров аптечного ассортимента // Медицина и образование в Сибири: сетевое издание. 2012. № 2. URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/pdf.php?id=676.

6. Истомина А. А., Сумарокова Н. Н., Истомин А. Л. Постановка задачи нахождения оптимального ассортимента лекарственных средств // Вестник АГТА. 2014. № 8. С. 17–20.

7. Вилкас Э. Й. Оптимальность в играх и решениях. М.: Наука, 1990. 256 с.


Рецензия

Для цитирования:


Андреев Д.Б., Хуторецкий А.Б. Планирование закупки товаров минимального ассортимента с учетом неопределенности спроса. Мир экономики и управления. 2021;21(3):120-131. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-120-131

For citation:


Andreev D.B., Khutoretsky A.B. Purchase Planning for Minimum Assortment Goods Given the Uncertainty of Demand. World of Economics and Management. 2021;21(3):120-131. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-120-131

Просмотров: 370


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)