Планирование закупки товаров минимального ассортимента с учетом неопределенности спроса
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-120-131
Аннотация
На некоторые предприятия розничной торговли (например, лекарственными препаратами) возложена ответственность за надежное удовлетворение спроса на товары минимального ассортимента, которые, как правило, не являются прибыльными. В отношении таких товаров предприятие стремится не к получению прибыли, а к удовлетворению неопределенного спроса. Мы предполагаем, что: (а) вектор спроса на товары минимального ассортимента в плановом периоде заключен «между» векторами спроса нескольких предшествующих периодов (является выпуклой линейной комбинацией этих векторов); (б) чем меньше максимальная (по группам товаров и возможным векторам спроса) величина неудовлетворенного спроса, тем больше надежность удовлетворения спроса. При этих предположениях мы рассматриваем задачу распределения ограниченного закупочного бюджета между группами товаров для максимально надежного удовлетворения неопределенного спроса. В статье показано, что эта задача эквивалентна поиску оптимальной по критерию Вальда стратегии в некоторой игре с природой и сводится к задаче линейного программирования. С учетом специфики задачи предложен быстрый (квадратичной трудоемкости) алгоритм построения оптимального плана закупок. Модель может быть использована при планировании закупок товаров минимального ассортимента, чтобы обеспечить максимальную надежность удовлетворения спроса, достижимую в рамках выделенного бюджета. Насколько нам известно, такая постановка задачи в предшествующей литературе не изучалась.
Ключевые слова
Об авторах
Д. Б. АндреевРоссия
Дмитрий Борисович Андреев, студент магистратуры
Москва
А. Б. Хуторецкий
Россия
Александр Борисович Хуторецкий, доктор экономических наук, профессор. SPIN 9275-2232
Новосибирск
Список литературы
1. Громовик Б. П. Управление товарным ассортиментом фармацевтического предприятия с помощью АВС и XYZ-анализа // Маркетинг и реклама. 1999. № 1. С. 39–45.
2. Лисовский П. А. Формирование ассортимента аптечной сети методом каскадного использования ABC * XYZ-анализа // Вестник ИНЖЭКОН. Серия: Экономика. 2009. Вып. 2 (29). С. 260–264.
3. Сергеева Л. А., Попова Н. Б., Попова Э. У. Механизм формирования ассортимента лекарственных препаратов для реализации в аптеках // Актуальные исследования – 2018: Сб. ст. Нефтекамск: Мир науки, 2018. С. 320–327.
4. Самощенкова И. Ф., Гаранкина Р. Ю. Категорийный менеджмент в управлении минимальным ассортиментом аптечной организации // Фармация и фармакология. 2017. № 1. С. 49–63.
5. Джупарова И. А. Разработка экономико-математической модели формирования товаров аптечного ассортимента // Медицина и образование в Сибири: сетевое издание. 2012. № 2. URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/pdf.php?id=676.
6. Истомина А. А., Сумарокова Н. Н., Истомин А. Л. Постановка задачи нахождения оптимального ассортимента лекарственных средств // Вестник АГТА. 2014. № 8. С. 17–20.
7. Вилкас Э. Й. Оптимальность в играх и решениях. М.: Наука, 1990. 256 с.
Рецензия
Для цитирования:
Андреев Д.Б., Хуторецкий А.Б. Планирование закупки товаров минимального ассортимента с учетом неопределенности спроса. Мир экономики и управления. 2021;21(3):120-131. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-120-131
For citation:
Andreev D.B., Khutoretsky A.B. Purchase Planning for Minimum Assortment Goods Given the Uncertainty of Demand. World of Economics and Management. 2021;21(3):120-131. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-3-120-131