Социологическое измерение адаптационного потенциала учительского сообщества (на примере Вологодской области)
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-4-214-233
Аннотация
В статье предложена методика оценки адаптационного потенциала представителей учительского сообщества, а также проведена ее апробация на материалах Вологодской области.
В рамках теоретических обобщений приведено авторское понимание природы адаптационного потенциала, на основании которого разработана методика оценки интегрального индекса адаптационного потенциала как совокупности нематериальных ресурсов, задействованных педагогами в процессе приспособления к новым вызовам образовательной среды. Определен состав адаптационных ресурсов, которые были объединены в пять блоков (образовательный капитал, профессиональный капитал, социальный капитал, культурный капитал и информационный капитал).
В рамках апробации предложенной методики на данных целевого опроса учителей Вологодской области, который был проведен в мае-июне 2020 г. Вологодским научным центром Российской академии наук в формате онлайн-анкетирования, проведены расчеты значений адаптационного потенциала учителей, включенных в выборочную совокупность. Также была проведена кластеризация расчетных данных, которая указала на преобладание признаков среднего адаптационного потенциала среди респондентов. Итоги апробации указывают на возможность дальнейшего применения методики на практике.
Определен алгоритм исследования адаптационного потенциала учительского сообщества: оценка степени развития каждого адаптационного ресурса; определение значения адаптационного потенциала путем сложения баллов по каждому ресурсу в отдельности; оценка уровня развития адаптационного потенциала путем кластерного анализа.
Новизна исследования состоит в использовании авторской методики к оценке адаптационного потенциала учителей, являющейся модернизацией подхода Е.М. Авраамовой. Представленные результаты станут основой для эмпирического этапа исследования адаптационного потенциала учителей общеобразовательных школ.
Об авторе
М. А. ГоловчинРоссия
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. Головчин М. А. Адаптивность как институциональный признак агентов в высшем образовании // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 2, ч. 1. С. 140–166. DOI 10.17212/2075-0862-2020-12.2.1-140-166
2. Мониторинг эффективности школы. Учителя российских школ: проблемы и перспективы. М.: РАНХиГС, 2019. 20 с.
3. Selye H. Stress without Distress. Psychopathology of Human Adaptation. Boston, Springer, 1976, p. 137–146.
4. Сорокин О. Г., Ушаков И. Б. Возможности и перспективы использования оценки адаптационного потенциала в практической медицине // Экология человека. 2005. № 10. C. 11–17.
5. Краюшкин А. И., Перепелкин А. И., Доронин А. Б. Взаимосвязь адаптационного потенциала, площади кисти и окружности грудной клетки в зависимости от индекса массы тела у юношей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-2. С. 260–262.
6. Малинина И. Н. Механизмы адаптации и адаптационный потенциал личности // Будущее клинической психологии – 2017. Пермь: ПГНИУ, 2017. C. 101–106.
7. Николаев Е. Л., Лазарева Е. Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. № 9. С. 18–32.
8. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.
9. Толстых Ю. И. Современные подходы к категории «Адаптационный потенциал» // Изв. ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 493–496.
10. Авраамова Е. М., Логинов Д. М. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки // Мониторинг. 2002. № 3. С. 13–17.
11. Авраамова Е. М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М.: ИСЭПН РАН, 1998. 229 с.
12. Пасовец Ю. М. Концептуальные основы изучения адаптационного потенциала населения // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 205–207.
13. Корель Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.
14. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1 (22). С. 16–24.
15. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 67–73.
16. Авраменко В. Г. Личностный адаптационный потенциал как фактор успешной адаптации выпускника вуза к профессиональной среде // Вестник Моск. гос. академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2011. № 3. С. 157–164.
17. Завацкая Н. E. Уровень адаптационного потенциала личности как составляющая процесса социальной реадаптации в период кризиса // Nierówności społeczne a wzrost gospodarczy. 2012. № 25. С. 251–260.
18. Посохова С. Т. Адаптационный потенциал личности // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010. № 1. С. 35–39.
19. Демешко М. А. Проблемы адаптации персонала в коммерческих организациях // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 3. С. 98–110.
20. Лукашенко Д. В. Адаптация личности как способность // Человеческий капитал. 2019. № 5 (125). С. 75–78.
21. Миркин Б. Г. Методы кластер-анализа для поддержки принятия решений. М.: Высшая школа экономики, 2011. 88 с.
Рецензия
Для цитирования:
Головчин М.А. Социологическое измерение адаптационного потенциала учительского сообщества (на примере Вологодской области). Мир экономики и управления. 2020;20(4):214-233. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-4-214-233
For citation:
Golovchin M. Sociological Measurement of Adaptation Potential of the Teaching Community (By the Example of the Vologda Region). World of Economics and Management. 2020;20(4):214-233. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-4-214-233