Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Кластерный подход и развитие туризма в Новосибирской области

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-4-5-24

Аннотация

Рассматриваются основные тенденции индустрии туризма Новосибирской области. Показывается, что региональная отрасль развивается в русле национальных трендов, и вписывается в генеральное направление развития внутреннего и въездного туризма, обозначенное в документах стратегического развития федерального и субфедерального уровня. Обсуждаются особенности туристской отрасли, определяющие специфику ее функционирования, связанные с географической концентрацией, разнородностью и множественностью участников, сложным характером туристского продукта. Делается заключение о целесообразности применения кластерного подхода к развитию туризма. Определяются приоритетные для развития в Новосибирской области виды туризма и планируемые к формированию кластеры. Описываются факторы, возможности и ограничения развития туризма в Новосибирской области со стороны спроса. Показано, что ожидания относительно развития внутреннего туризма на фоне глобального нарушения международного сообщения обоснованы лишь частично, поскольку внутрироссийский отдых не является эквивалентной заменой выездному туризму. В этой ситуации основными приоритетами кластерной политики области туризма должны стать: первоочередная ориентация на внутренний, преимущественно краткосрочный, туризм; усиление активности туроператоров в формировании региональных туристских продуктов; развитие объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры.

Об авторах

Л. С. Марков
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Россия

 доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник 



В. С. Плотников
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Сибирский государственный университет путей сообщения 
Россия

  кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, доцент



Список литературы

1. Kachniewska M. Towards the Definition of a Tourism Cluster. In: Bednarczyk M., Gancarczyk J. (eds.). Entrepreneurship in Tourism and Sport. Journal of Entrepreneurship Management and Innovation (JEMI), 2013, vol. 9, iss. 1, p. 33–56. DOI 10.7341/2013913

2. Reid D. G. Tourism, Globalization and Development, Responsible Tourism Planning. London, Pluto Press, 2003, 264 p. eBook ISBN 9781783713509

3. Kachniewska M. Tourism Quality Management. Warsaw, WSHiFM, 2006, 20 p.

4. Черняева Т. И. Туристическое потребление: стандартизация впечатлений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 12 (3). C. 116–127.

5. Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: A UK Experience. Tourism Management, 2006, vol. 27, p. 1141–1152. DOI 10.1016/j.tourman.2005.11.011

6. Iordache C., Ciochină I., Asandei M. Clusters-Tourism Activity Increase Competitiveness Support. Theoretical & Applied Economics, 2010, vol. 17 (5), p. 99–112.

7. Michael E. J. Tourism micro-clusters. Tourism Economics, 2003, vol. 9 (2), p. 133–145.

8. Kim Y. R, Williams A. M., Park S., Chen J. L. Spatial spillovers of agglomeration

9. economies and productivity in the tourism industry: The case of the UK. Tourism

10. Management, 2021, vol. 82, p. 104201. DOI 10.1016/j.tourman.2020.104201

11. Jackson J., Murphy P. Tourism destinations as clusters: Analytical experiences from the new world. Tourism and Hospitality Research, 2002, vol. 4 (1), p. 36–52.

12. Зюляев Н. А., Низова Л. М., Сорокина Е. Н. Внутренний туризм как вид

13. экономической деятельности на мезоэкономическом уровне // Вестник

14. НГИЭИ. 2018. № 6 (85). С. 72–85.

15. Борисова А. О. Экономико-математический анализ факторов развития въездного туризма в России // Изв. Байкал. гос. ун-та, 2017, vol. 27, no. 4, p. 523–531.

16. Николаева Т. П., Орешкина Е. С. Детерминанты спроса на въездной туризм (на примере стран Европы и СНГ) // Сервис в России и за рубежом. 2016. № 10. С. 17–28. DOI 10.22412/1995-042X-10-8-2

17. Булатова Е. И. Концептуализация понятия «Туристический опыт» в теориях Н. Грабурна и Д. МакКеннела: встреча с сакральным и поиск подлинности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 3 (17). С. 72–76


Рецензия

Для цитирования:


Марков Л.С., Плотников В.С. Кластерный подход и развитие туризма в Новосибирской области. Мир экономики и управления. 2020;20(4):5-24. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-4-5-24

For citation:


Markov L., Plotnikov V. Cluster approach and tourism development in the Novosibirsk region. World of Economics and Management. 2020;20(4):5-24. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-4-5-24

Просмотров: 208


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)