Профессиональные планы школьников и запросы рынка труда регионов Арктической зоны России: согласование интересов
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-2-149-177
Аннотация
Рассмотрены профессиональные интересы школьников арктических регионов в сопоставлении с запросом рынка труда и ведущих работодателей. Исследование профессиональных предпочтений школьников в условиях кадрового дефицита в экономике арктических регионов и возросшего интереса к развитию этих территорий является актуальным, так как именно молодежь формирует основу своевременного воспроизводства человеческого капитала. Цель исследования – выявление профессиональных планов школьников арктических регионов и сопоставление планов с потребностью рынка труда и работодателей регионов. Эмпирическая основа исследования – данные официальной статистической отчетности (данные Роструда за 2018 г.), опрос ведущих работодателей и школьников 8–10 классов арктических регионов. Оригинальность исследования заключается в сопоставлении трехсторонних интересов – рынка труда, работодателей и школьников как потенциальных профессионалов, выстраивающих карьерный путь в условиях развития арктических регионов. В исследовании выявлены профессии по трем исследуемым категориям (рынок труда, работодатели, школьники), весь массив полученных профессий сопоставлен на основе структурного анализа. По вакансиям, запросам работодателей и предпочтениям школьников есть пересечение по отдельным профессиям. Детализация профессий по уровням образования показала рассогласованность: по вакансиям и у работодателей востребованы работники СПО, однако школьники больше ориентируются на высшее образование; по профессиональным группам инженерных, технических и социальных профессий также выявлено расхождение. Данные результаты полезны для органов власти, научной и педагогической общественности при формировании механизмов закрепления будущих молодых специалистов в арктических регионах.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. СимаковаРоссия
младший научный сотрудник
В. А. Гуртов
Россия
доктор физико-математических наук, профессор,
директор Центра бюджетного мониторинга
Список литературы
1. Кекконен А. Л., Сигова С. В. Развитие человеческого капитала в регионах Европейского Севера России: угрозы и возможности // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 9. С. 64–74.
2. Степусь И. С. Стратегическое развитие экономики арктического макрорегиона и его обеспеченность кадрами со средним профессиональным образованием // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 11. С. 66–79.
3. Сигова С. В., Степусь И. С. Кадровое обеспечение приоритетов развития Арктической зоны России – вклад системы высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 5. C. 19–29.
4. Корчак Е. А. Человеческий капитал и дисбаланс на рынках труда Арктической зоны России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. № 9. С. 1619–1631. DOI 10.24891/ni.14.9.1619
5. Чередниченко Г. А. Запросы рынка труда и образовательные стратегии молодежи // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М., 2015. Вып. 8. С. 1–64.
6. Устинова К. А., Губанова Е. С., Леонидова Г. В. Человеческий капитал в инновационной экономике. Вологда: Ин-т соц.-экон. развития территорий РАН, 2015. 195 с.
7. Захаров Л. В. О системном подходе к сопровождению профессионального самоопределения подростков и юношества // Актуальные вопросы развития
8. системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся: Сб. материалов Всерос. науч.-прак. конф. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017. С. 94–102.
9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2008. 302 с.
10. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3. С. 45–50.
11. Сергеев И. С., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 39–50.
12. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Современный выпускник школы в новых условиях выбора // Россия реформирующаяся: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков; Ин-т социологии РАН. М.: Новый хронограф, 2016. Вып. 14. С. 309–335.
13. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.
14. Davies P., Qiu T., Davies N. M. Cultural and human capital, information and higher education choicesю Journal of Education Policy, 2014, vol. 29, no. 6, p. 804–825. DOI 10.1080/02680939.2014.891762
15. Адамчук Д. В. Профессиональные и образовательные планы современных школьников // Человек и образование. 2017. № 3. С. 116–126.
16. Вознесенская Е. Д. Молодежь и профессии // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.: ЦСПиМ, 2015. С. 123–184.
17. Рощина Я. М. Образовательные стратегии школьников старших классов в 2013 г. Информационный бюллетень. М.: ВШЭ, 2015. 56 с.
18. Заборова Е. Н., Озерова М. В. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования // Изв. Урал. федерал. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 3. С. 105–113.
19. Кекконен А. Л., Федорова Е. А., Симакова А. В. Образовательные стратегии старшеклассников и их влияние на расширенное воспроизводство человеческого капитала региона (на примере Республики Карелия) // Политика и общество. 2016. № 9. С. 1272–1286. DOI 10.7256/1812-8696.2016.9.20113
20. Симакова А. В. Профессиональное самоопределение школьников 8–10 классов арктических и дальневосточных регионов: социологическая оценка // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 3. C. 72–91. DOI 10.19181/snsp.2019.7.3.6690
21. Frey C., Osborne M. The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation? Technological Forecasting and Social Change, 2017. vol. 114, р. 254–280.
22. Степусь И. С., Шабаева С. В. Настоящее и будущее рынка труда регионов Арктической зоны России: востребованные профессии // Непрерывное образование: 21 век. 2019. № 3. DOI 10.15393/j5.art.2019.5026
23. Дегтева Г. Н., Корнеева Я. А., Симонова Н. Н. Личностный ресурс работников нефтегазодобывающих компаний в контексте адаптации к неблагоприятным климатогеографическим условиям Арктики // Экология человека. 2017. № 9. С. 15–21.
24. Профессии на российском рынке труда: Аналит. доклад НИУ ВШЭ. М.: ИД ВШЭ, 2017.
25. Ананьев А. Н., Антонов А. Н., Бухгерева И. Н. Управление трудовыми ресурсами в условиях развития рыночных отношений. М.: ГМГУС,
Рецензия
Для цитирования:
Симакова А.В., Гуртов В.А. Профессиональные планы школьников и запросы рынка труда регионов Арктической зоны России: согласование интересов. Мир экономики и управления. 2020;20(2):149-177. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-2-149-177
For citation:
Simakova A., Gurtov V. Pupils’ Professional Plans and Labor Market Demands of the Regions of the Russian Arctic Zone: Coordination of Interests. World of Economics and Management. 2020;20(2):149-177. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-2-149-177