Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Профессиональные планы школьников и запросы рынка труда регионов Арктической зоны России: согласование интересов

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-2-149-177

Аннотация

Рассмотрены профессиональные интересы школьников арктических регионов в сопоставлении с запросом рынка труда и ведущих работодателей. Исследование профессиональных предпочтений школьников в условиях кадрового дефицита в экономике арктических регионов и возросшего интереса к развитию этих территорий является  актуальным, так как именно молодежь формирует основу своевременного воспроизводства человеческого капитала. Цель исследования – выявление профессиональных планов школьников арктических регионов и сопоставление планов с потребностью рынка труда и работодателей регионов. Эмпирическая основа исследования – данные официальной статистической отчетности (данные Роструда за 2018 г.), опрос ведущих работодателей и школьников 8–10 классов арктических регионов. Оригинальность исследования заключается в сопоставлении трехсторонних интересов – рынка труда, работодателей и школьников как потенциальных профессионалов, выстраивающих карьерный путь в условиях развития арктических регионов. В исследовании выявлены профессии по трем исследуемым категориям (рынок труда, работодатели, школьники), весь массив  полученных профессий сопоставлен на основе структурного анализа. По вакансиям, запросам работодателей и предпочтениям школьников есть пересечение по отдельным профессиям. Детализация профессий по уровням образования показала рассогласованность: по вакансиям и у работодателей востребованы работники СПО, однако школьники больше ориентируются на высшее образование; по профессиональным группам инженерных, технических и социальных профессий также выявлено расхождение. Данные результаты полезны для органов власти, научной и педагогической общественности при формировании механизмов закрепления будущих молодых специалистов в арктических регионах. 

Об авторах

А. В. Симакова
Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук (Петрозаводск, Республика Карелия, Россия)
Россия

младший научный сотрудник



В. А. Гуртов
Центр бюджетного мониторинга, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Республика Карелия, Россия)
Россия

доктор физико-математических наук, профессор, 
директор Центра бюджетного мониторинга



Список литературы

1. Кекконен А. Л., Сигова С. В. Развитие человеческого капитала в регионах Европейского Севера России: угрозы и возможности // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 9. С. 64–74.

2. Степусь И. С. Стратегическое развитие экономики арктического макрорегиона и его обеспеченность кадрами со средним профессиональным образованием // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 11. С. 66–79.

3. Сигова С. В., Степусь И. С. Кадровое обеспечение приоритетов развития Арктической зоны России – вклад системы высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 5. C. 19–29.

4. Корчак Е. А. Человеческий капитал и дисбаланс на рынках труда Арктической зоны России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. № 9. С. 1619–1631. DOI 10.24891/ni.14.9.1619

5. Чередниченко Г. А. Запросы рынка труда и образовательные стратегии молодежи // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М., 2015. Вып. 8. С. 1–64.

6. Устинова К. А., Губанова Е. С., Леонидова Г. В. Человеческий капитал в инновационной экономике. Вологда: Ин-т соц.-экон. развития территорий РАН, 2015. 195 с.

7. Захаров Л. В. О системном подходе к сопровождению профессионального самоопределения подростков и юношества // Актуальные вопросы развития

8. системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся: Сб. материалов Всерос. науч.-прак. конф. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017. С. 94–102.

9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2008. 302 с.

10. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3. С. 45–50.

11. Сергеев И. С., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 39–50.

12. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Современный выпускник школы в новых условиях выбора // Россия реформирующаяся: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков; Ин-т социологии РАН. М.: Новый хронограф, 2016. Вып. 14. С. 309–335.

13. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.

14. Davies P., Qiu T., Davies N. M. Cultural and human capital, information and higher education choicesю Journal of Education Policy, 2014, vol. 29, no. 6, p. 804–825. DOI 10.1080/02680939.2014.891762

15. Адамчук Д. В. Профессиональные и образовательные планы современных школьников // Человек и образование. 2017. № 3. С. 116–126.

16. Вознесенская Е. Д. Молодежь и профессии // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.: ЦСПиМ, 2015. С. 123–184.

17. Рощина Я. М. Образовательные стратегии школьников старших классов в 2013 г. Информационный бюллетень. М.: ВШЭ, 2015. 56 с.

18. Заборова Е. Н., Озерова М. В. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования // Изв. Урал. федерал. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 3. С. 105–113.

19. Кекконен А. Л., Федорова Е. А., Симакова А. В. Образовательные стратегии старшеклассников и их влияние на расширенное воспроизводство человеческого капитала региона (на примере Республики Карелия) // Политика и общество. 2016. № 9. С. 1272–1286. DOI 10.7256/1812-8696.2016.9.20113

20. Симакова А. В. Профессиональное самоопределение школьников 8–10 классов арктических и дальневосточных регионов: социологическая оценка // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 3. C. 72–91. DOI 10.19181/snsp.2019.7.3.6690

21. Frey C., Osborne M. The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation? Technological Forecasting and Social Change, 2017. vol. 114, р. 254–280.

22. Степусь И. С., Шабаева С. В. Настоящее и будущее рынка труда регионов Арктической зоны России: востребованные профессии // Непрерывное образование: 21 век. 2019. № 3. DOI 10.15393/j5.art.2019.5026

23. Дегтева Г. Н., Корнеева Я. А., Симонова Н. Н. Личностный ресурс работников нефтегазодобывающих компаний в контексте адаптации к неблагоприятным климатогеографическим условиям Арктики // Экология человека. 2017. № 9. С. 15–21.

24. Профессии на российском рынке труда: Аналит. доклад НИУ ВШЭ. М.: ИД ВШЭ, 2017.

25. Ананьев А. Н., Антонов А. Н., Бухгерева И. Н. Управление трудовыми ресурсами в условиях развития рыночных отношений. М.: ГМГУС,


Рецензия

Для цитирования:


Симакова А.В., Гуртов В.А. Профессиональные планы школьников и запросы рынка труда регионов Арктической зоны России: согласование интересов. Мир экономики и управления. 2020;20(2):149-177. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-2-149-177

For citation:


Simakova A., Gurtov V. Pupils’ Professional Plans and Labor Market Demands of the Regions of the Russian Arctic Zone: Coordination of Interests. World of Economics and Management. 2020;20(2):149-177. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2020-20-2-149-177

Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)