Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Об основных аспектах современной парадигмы управления российскими вузами

Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью кардинальных изменений в области управления отечественными вузами как со стороны государства, так и со стороны внутреннего менеджмента. Новая парадигма управления вузами должна соответствовать формирующейся в России модели национальной экономики и запросам гражданского общества, что выполнимо лишь при условии полноценной реализации базовых принципов управления вузами, включая автономию вуза, гарантии занятости, академическую свободу и внутривузовскую демократию.

Реализация названных принципов связана, в свою очередь, с кардинальными изменениями во взаимоотношениях между государством и вузами, с одной стороны, между руководством вуза и профессорско-преподавательским составом (ППС) – с другой. Это обусловлено тем, что большая часть негативных явлений в вузовском менеджменте стали производной от непродуктивной политики государства в области образования.

Основной замысел статьи – на основе анализа научных публикаций и многолетних наблюдений автора обозначить «болевые точки» существующей парадигмы управления вузами и предложить пути их преодоления. В частности, было выявлено, что регулярное недофинансирование вузов в последние десятилетия (особенно региональных), глобальная коммерциализация системы высшего образования с одновременным снижением его качества, следование концепции университетского менеджерализма привели к разрушению традиционных академических ценностей, прежде всего, академических свобод и внутривузовской демократии.

В условиях обострения международной обстановки, проблемы дефицита высококвалифицированных кадров и злободневности ускорения инновационного развития страны крайне важно как можно быстрее внедрять парадигму управления вузами, адекватную целям и задачам, стоящим перед ними. Фундамент новой концепции управления вузами должны составить академические принципы и ценности, вытесненные из сферы образования так называемыми квазирыночными условиями.

Об авторе

Светлана Георгиевна Борисова
Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК), Новосибирск
Россия

доктор экономических наук, доцент ВАК, профессор кафедры торгового дела и рекламы торгово-технологического факультета Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК), 



Список литературы

1. Алпатов Г. Е. Четыре принципа управления высшим образованием // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2016. – № 2. – С. 113-122.

2. Анисимов С. Конец «отмены» Болонской системы // https://versia.ru/konec-otmeny-bolonskoj-sistemy?ysclid=lrgcl2lvpj111345914

3. Борисова С.Г. Проблема отчуждения как деструктивный фактор развития отече-ственных вузов // Мир экономики и управления. – 2023. – Т. 23. – № 1. – С. 83-94.

4. Бюджет-2024: на образовательном фронте без перемен | Вести образования // https://vogazeta.ru/articles/2023/10/25/opinion/23988-Byudzhet_2024_na_obrazovatelnom_fronte_bez_peremen?ysclid=lxmjqxkgbw24414172

5. Вузам будет проще избавиться от двоечников - Парламентская газета // https://www.pnp.ru/social/vuzam-budet-proshhe-izbavitsya-ot-dvoechnikov.html

6. ВЦИОМ. Новости: Профессии в России: престиж, доходность, востребованность // https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professii-v-rossii-prestizh-dokhodnost-vostrebovannost

7. Грейсон Джексон К. младший, ОДелл Карла. Американский менеджмент на по-роге XXI века. – М.: Экономика, 1991. – 320 с.

8. Зарплата преподавателей вузов в разных странах // https://zarabativaem.com/zarplata-prepodavatelej-vuzov-v-raznyx-stranax/

9. Зарплаты преподавателей ВУЗов в 2024 году // https://journal.tinkoff.ru/prepod-stat/

10. Как будет работать представленная Путиным новая модель развития России – Ведомости // https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/06/19/981092-kak-budet-rabotat-predstavlennaya-putinim-novaya-model-razvitiya-rossii?ysclid=lpw21uw2z1473676135.

11. Курбатова М. В., Донова И. В., Каган Е. С. Оценка изменений положения пре-подавателей российских вузов // Мир России. 2017. Т. 26. № 3. С. 90-116. DOI: 10.17323/1811-038Х-2017-26-3-90-116.

12. Львов Д. С. Какая экономика нужна России? // Экономические и социальные перемены в регионе. – 2003. Выпуск 10. – С. 3-15.

13. Насколько академические управленцы богаче преподавателей – CISRus // https://cisrus.org/ru/2023/02/13/university-salary-rus/

14. Томилин О. Б. Тупики университетского менеджериализма: концептуальный анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28, № 1. С. 125–143. DOI 10.15826/umpa.2024.01.009

15. Университетам придется стать гибче – Коммерсантъ // https://www.kommersant.ru/doc/5952360

16. Что дал опыт дистанта преподавателям вузов / Skillbox Media //https://skillbox.ru/media/education/to_chto_nas_ne_ubivaet_chto_dal_opyt_distanta_prepodavatelyam_vuzov/


Рецензия

Для цитирования:


Борисова С.Г. Об основных аспектах современной парадигмы управления российскими вузами. Мир экономики и управления. 2025;25(1).

For citation:


Borisova S. About the main aspects of the modern paradigm management of russian universities. World of Economics and Management. 2025;25(1).

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)