Потребление материальных благ и услуг: региональные особенности и тенденции
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2024-24-1-44-70
Аннотация
Потребление материальных благ и услуг является сферой экономических отношений, которая направлена на удовлетворение материальных, духовных и интеллектуальных потребностей людей. Потребление выступает важнейшим этапом воспроизводственного процесса. характеризует уровень и качество жизни населения, отражает эффективность социально-экономической политики государства. В последние годы на фоне меняющихся социально-экономических условий исследование закономерностей, особенностей и тенденций потребления материальных благ и услуг является достаточно актуальной и востребованной областью исследования. В настоящей статье проанализированы уровень и динамика потребления товаров и услуг жителями Вологодского региона, исследованы особенности структуры потребительских расходов домохозяйств области, выявлена доходная и территориальная дифференциация на потребительском рынке. Информационно-эмпирической базой исследования являются результаты мониторинга Вологодского научного центра РАН, проводимого на территории Вологодской области. Результаты проведенного исследования показали, что на фоне увеличения количества (объема) приобретения товаров и услуг сохраняется низкий уровень материальных возможностей потребления жителей региона, который обусловлен падением реальных доходов, ростом инфляции, негативными структурными изменениями расходов бюджетов семей. К категориям риска относятся представители 20%-й группы наименее обеспеченных, а также жители сельской местности, чей уровень потребления заметно ниже среднеобластных показателей. Улучшение ситуации в сфере потребления жителями области материальных благ и услуг будет зависеть от степени эффективности мероприятий федеральных и региональных властей по выводу экономики на устойчивую траекторию развития, повышения доходов населения, преодоления избыточной дифференциации доходов и имущественного расслоения населения.
Об авторе
И. Н. ДементьеваРоссия
Дементьева Ирина Николаевна, научный сотрудник Центра социокультурных и политических исследований
Researcher ID: H-4767-2017
Scopus Author ID: 57195305072
Вологда
Список литературы
1. Еникеев Ш.И. Закономерности потребления в условиях социально-экономической трансформации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2. С. 5-10.
2. Анненкова А.А., Артемьева Л.В. Современные тенденции и проблемы развития потребительского рынка региона // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 3. С. 139-144.
3. Карманова А. А., Пискунова Л.П. Потребительское поведение: теоретико-методологические основания изучения // Вопросы управления. 2012. № 3 (20). С. 25-46.
4. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1993. C. 7-77.
5. Маршал А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984. 356 с., с. 3-125.
6. Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964. 589 с.
7. Дементьева И.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения // Проблемы развития территории. 2018. № 1 (93). С. 122-132.
8. Batra R., Holbrook M.B. Developing a typology of affective responses to advertising// Psychology and Marketing. 1990. Vol. 7. N 1. P. 11-25.
9. Petty R.E., Cacioppo J.T. Communication and persuasion: Central and peripheral routes to attitude change. N.Y., 1986.
10. Priester J.R., Petty R.E. Extending the bases of subjective attitudinal ambivalence: interpersonal and intrapersonal antecedents of evaluative tension // J. of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 80. P. 19-34.
11. Багоцци Р., Герхан-Канли Ц., Пристер Й. Социальная психология потребителя. М., 2008. 362 с.
12. Folkes V.S., Kiesler T. Social cognition: consumer’ inferences about the self and others // Handbook of consumer behavior / Ed. by T.S. Robertson, H.H. Kasarjian. Englewood Cliffs, NJ, 1991.
13. Campbell M.C. Perseption of price unfairness: antecedents and consequences // J. of Marketing Research. 1999. Vol. 36. N 2. P. 187-199.
14. Cohen J.B., Basu K. Alternative models of categorization: toward a contingent processing framework // J. of Consumer Research. 1987. Vol. 13. N 4. P. 455-472.
15. Бирман И., Пияшева Л. Статистика уровня жизни в России. М., 1997. 421 с.
16. Еникеев Ш.И., Кашеварова Э.Р. Эволюция форм экономического поведения хозяйствующих субъектов: институциональный аспект // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. № 4. С. 136-139.
17. Мстиславский П.С. Вопросы теории и методологии анализа качества жизни // Уровень жизни населения России. М.: ВЦУЖ, 2002. № 2. С. 5-17.
18. Мстиславский П.С. Прогноз реальных доходов населения Российской Федерации на 1992 г. // Уровень жизни населения регионов России. 2006. № 5-6. С. 112-130.
19. Бобков В.Н., Мстиславский П.С. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. 1996. №. 6. С. 76-79.
20. Овсянников А.А., Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. М., 1989. 238 с.
21. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5-18.
22. Рощина Я.М. Социология потребления. М., 2007. 447 с.
23. Ечевская О.Г. «Свобода в вещах» и «свобода от вещей»: значения вещей в практиках повседневной жизни // Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. Новосибирск, 2005. С. 49-66.
24. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. Т. 14, № 2. С. 3-40.
25. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб., 2000. 223 с.
26. Шабанова М.А. О социальном механизме становления новых потребительских практик в России // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 14-25.
27. Кляйн Н. Люди против брендов. М., 2007. 830 с.
28. Harrison R., Newholm T., Shaw D. The Ethical Consumer. L., 2005. 259 p.;
29. Mohr L.A., Webb D.J., Harris K.E. Do Consumers Expect Companies to Be Socially Responsible? The Impact of Corporate Social Responsibility on Buying Behavior // Journal of Consumer Affair. 2001. Vol. 35, iss. 1. P. 45–72.
30. Nicholls A., Opal C. Fair Trade: Market-Driven Ethical Consumption. L., 2005. 277 p.
31. Roberts J.A. Will the Real Socially Responsible Consumer Please Step Forward? // Business Horizons. 1996. Vol. 39, iss. 1. P. 79-84.
32. Афанасьева Ю.Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2009. № 1 (9). С. 44-51.
33. Голова А. Г. Управление потребительским поведением молодежи в условиях мегаполиса: Автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2010. 25 c.
34. Бунеева М.В. Аналитическая оценка влияния динамики и структуры потребления товаров и услуг на уровень жизни населения // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 4. С. 326-334.
Рецензия
Для цитирования:
Дементьева И.Н. Потребление материальных благ и услуг: региональные особенности и тенденции. Мир экономики и управления. 2024;24(1):44-70. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2024-24-1-44-70
For citation:
Dementieva I.N. Consumption of Material Goods and Services: Regional Characteristics and Trends. World of Economics and Management. 2024;24(1):44-70. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2024-24-1-44-70