Экспертиза маркетинговых исследований: методика, критерии, инструментарий
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2024-24-1-82-98
Аннотация
Цель статьи заключалась в разработке методики и соответствующего инструментария для проведения экспертизы качества маркетингового исследования как результата интеллектуальной деятельности. При выполнении исследования использованы методы традиционного анализа научной литературы и имеющейся экспертной практики результатов интеллектуальной деятельности, сравнение, обобщение, описание, формализация. Объектом исследования выступили отчеты о маркетинговых исследованиях, предметом – качество их подготовки.
На основе обобщения общих положений, содержащихся в дефинициях понятия «маркетинговое исследование» и анализа требований, предъявляемых к маркетинговой информации, автором определено содержание и сформулировано определение понятия «качество маркетингового исследования». В статье сформирован перечень критериев оценки для проведения экспертизы качества маркетингового исследования. В соответствии с каждым из критериев определен набор вопросов, ответы на которые предстоит дать специалистам при проведении экспертизы качества маркетингового исследования. Представлен алгоритм проведения экспертизы, определены методы и разработан инструментарий для ее проведения. Также автором осуществлена демонстрация практического использования разработанного им инструментария для проведения экспертизы качества маркетингового исследования.
В заключении статьи формулируются выводы о необходимости дальнейшего изучения проблемы экспертизы результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и маркетинговых исследований, совершенствования методического инструментария, формирования единого подхода к разрешению некоторых проблем в рамках экспертной практики оценки качества подготовки маркетинговых исследований.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам, выступающим в роли экспертов результатов интеллектуальной деятельности, в том числе маркетинговых исследований, государственным и негосударственным экспертным организациям, судебным экспертам.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. РубцоваРоссия
Рубцова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, доцент, профессор
Иркутск
Список литературы
1. Смирнова С. А., Гулевская В. В., Омельянюк Г. Г. Судебная экспертиза объектов интеллектуальной собственности – новое направление судебно-экспертной деятельности Минюста России // Теория и практика судебной экспертизы. 2018. Т. 13, № 2. С. 16–26.
2. Пфейфер Е. Г. Проблемы судебных экспертиз результатов интеллектуальной деятельности // Вестник ун-та О. Е. Кутафина. 2014. № 3. С. 108–113.
3. Пфейфер Е. Г. Проблемы назначения и производства судебных экспертиз по делам о защите интеллектуальных прав / Судебная экспертиза в парадигме российской науки (к 85-летию Ю. Г. Корухова): Сб. матер. 54-х криминалистич. чтений: в 2 ч. М.: Акад. управления МВД России, 2013. С. 164.
4. Киселев М. Н. Патентные исследования, предваряющие инвестиции в новые разработки. Инструментарий и эффекты от применения патентной аналитики // Экономика. Бизнес. Банки. 2022. № 3 (65). С. 21–34.
5. Квашнин А. Как провести экспертизу проекта коммерциализации технологий: Практич. рук-во. [Б. м.]: Наука и коммерциализация технологий, 2006. 48 с.
6. Рубцова Н. В. Анализ рыночных возможностей: Учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2021. 175 с.
7. Рубцова Н. В., Даниленко Н. Н. Сервисная деятельность: Учебник. М.: Академия, 2023. 192 с.
Рецензия
Для цитирования:
Рубцова Н.В. Экспертиза маркетинговых исследований: методика, критерии, инструментарий. Мир экономики и управления. 2024;24(1):82-98. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2024-24-1-82-98
For citation:
Rubtsova N.V. Examining of Marketing Research: Methodology, Criteria, Tool. World of Economics and Management. 2024;24(1):82-98. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2024-24-1-82-98