Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Оценка внедрения нормативно-подушевого финансирования на примере учреждений образования

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-4-101-111

Аннотация

Нормативно-подушевое финансирование как инструмент финансового планирования и финансового обеспечения образовательных учреждений направлено на повышение качества образования, повышение заинтересованности в достижении запланированных показателей через стимулирование оплаты труда. Межрегиональное сравнение показателей, факторный анализ дали возможность оценить экономические и социальные последствия внедрения нормативно-подушевогофинансированияучреждений. В статье представлены результаты анализа показателей оценки эффективности расходов на муниципальную систему общего образования при нормативно-подушевом финансировании в форме субвенций в 2014- 2017 гг. на примере двух субъектов Российской Федерации - Иркутской области и Забайкальского края. Исследование выявило ряд объективных причин различия, основой которых является разный уровень социально-экономического развития территорий. Но выявлены и общие моменты: происходит сокращение численности педагогических работников в рассматриваемых субъектах при росте численности обучающихся. Рост заработной платы привязан к среднерегиональной оплате и может существенно различаться по территориям, что ставит в неравные финансовые условия педагогических работников. Сделан вывод о том, что финансовая экономия достигается за счет интенсификации труда педагогических работников в рассматриваемых субъектах, что может привести к ухудшению качества образования в будущем. В статье предлагается совершенствовать действующую систему межбюджетных отношений как на региональном, так и на федеральном уровне, с тем чтобы были созданы равные возможности получения качественного образования для обучающихся и достойной оплаты труда педагогических работников независимо от места проживания. При этом необходимо учесть индивидуальные особенности регионов.

Об авторе

С. К. Содномова
Байкальский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Орлова Е. В., Земзерова Е. В. Современное состояние и особенности бюджетного финансирования социальной сферы // Материалы международной научно-практической конференции «Аюшиевские чтения. Финансово-кредитная система: опыт, проблемы, инновации», 75-й ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского состава и докторантов, 27-й научной конференции аспирантов и 77-й научной конференции студентов и магистрантов (секция финансово-экономического факультета). Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. Т. 2. С. 74-83.

2. Сорокина Т. В. Финансовое обеспечение социально значимого бюджетного сектора субъекта Российской Федерации // Изв. Иркут. гос. экон. академии (БГУЭП). 2013. № 1.

3. Файберг Т. В. Оценка динамики социально значимых расходов Иркутской области и факторы, ее определяющие // Изв. Иркут. гос. экон. академии. 2014. № 5 (97).

4. Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Винарик В. А., Деркачев П. В., Меркулов М. В., Славин С. С., Филатова Л. М. Анализ нормативного подушевого финансирования общего образования в субъектах Российской Федерации / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 64 с. (Современнаяаналитика образования. № 6). Abankina I. V., Alashkevich M. Yu., Vinarik V. A., Derkachev P. V., Merkulov M. V., Slavin S. S., Filatova L. M. Analysis of the normative per capita financing of general education in the subjects of the Russian Federation. National Research University “Higher School of Economics”, Institute of Education. Moscow, NIU HSE, 2016, 64 p. (Modern Analytics of Education, No. 6). (in Russ.)

5. Деркачев П. В. Межрегиональные различия в решении задачи повышения заработной платы педагогических работников // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 128-147.

6. Коокуева В. В. Финансирование образования в Российской Федерации и в зарубежных странах // Финансовая аналитика: проблемыирешения. 2013. № 4 (142). С. 46-55.

7. Общее образование: мониторинг эффективности / Под ред. Е. М. Авраамовой, Г. С. Токаревой. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2015. 470 с. (Мониторинг. Образование. Кадры).

8. Тараканов В. В., Кизатова Н. А. Финансовое обеспечение индивидуальных траекторий обучения // Финансы. 2015. № 11. С. 52-55.

9. Южакова Т. А., Каракчиева И. В. Финансирование системы образования России (динамика расходов на образование: российский и международный опыт // Наука, техника и образование. 2015. № 2 (8). С. 87-93.

10. Варламов Б. А., Аввакумова А. Д. Анализ подходов к финансированию системы образования за рубежом // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-1. С. 99-102.

11. Verstegen D. A. Financing the New Adequacy: Towards New Models of State Education Finance Systems That Support Standards Based Reform. Journal of Education Finance, Winter 2002, vol. 27, no. 3, p. 749-781.

12. Волкова Н. С., Еремина О. Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности // Журнал российского права. 2016. № 9.

13. Самаруха В. И. Развитие местного самоуправления // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4 (93). С. 22-28.

14. Соколова Л. Г., Михайлова А. М. Механизм взаимодействия региональной и муниципальной власти при решении вопросов социального развития // Изв. Иркут. гос. экон. академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). 2011. № 5.

15. Хохлова Н. С., Ружникова А. С. Оценка влияния перераспределения полномочий по обеспечению дошкольного образования на региональные и местные бюджеты в Сибирском федеральном округе // Изв. Иркут. гос. экон. академии. 2014. № 6 (98). С. 15-24. DOI 10.17150/1993-3541.2014.24(6).15-24


Рецензия

Для цитирования:


Содномова С.К. Оценка внедрения нормативно-подушевого финансирования на примере учреждений образования. Мир экономики и управления. 2018;18(4):101-111. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-4-101-111

For citation:


Sodnomova S.K. Evaluation of the Introduction of Normative per Capita Financing in Educational Institutions. World of Economics and Management. 2018;18(4):101-111. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-4-101-111

Просмотров: 278


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)