Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Моделирование динамики потребления хлеба и хлебобулочных изделий в РФ: факторы, ее определяющие

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-4-55-68

Аннотация

Анализируется динамика основных показателей рынка хлеба и хлебобулочных изделий РФ в нулевых - десятых годах XXI века. Среди факторов, определяющих объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий, значимым является цена товара; потребление хлеба подчиняется закону спроса - снижается с ростом его относительной цены (относительно цен продовольственных товаров в среднем), спрос является неэластичным. Данная характеристика получена при анализе рынка как на уровне экономики страны в целом, так и на уровне отдельного крупного хлебокомбината. Динамика изменения доходов потребителей является незначимым фактором в регрессионном уравнении: спрос на хлеб и хлебобулочные изделия близок к абсолютно неэластичному по доходу. Дифференциация в величине дохода между разными группами потребителей определяет различия в потребительских предпочтениях широко диверсифицированного ассортимента выпускаемой продукции. При этом по результатам расчетов моделей панельных данных для крупного хлебокомбината сделан вывод о том, что степень влияния изменения цены хлеба на объемы продаж качественно не различается для отдельных видов выпускаемой продукции - таким образом, дифференциация доходов потребителей не приводит к различиям в реакции их спроса на изменение цены. Динамика цены на хлеб и хлебобулочные изделия определяется динамикой цены муки, при этом цена сырья более волатильна; цена хлеба по цене муки малоэластична.

Об авторах

А. В. Соколов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия


О. А. Воронова
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Лунин В. Мировые и российские тренды хлебопечения // Хлебопродукты. 2014. № 11. С. 4-6.

2. Кочергина В. Д. Реализация государственной политики в сфере рынка хлеба и хлебобулочных изделий как сегмента потребительского рынка орловской области // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2012. № 6. С. 72-76.

3. Шульгина Л. В., Распопова А. П. Мониторинг российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий // ФЭС: Финансы. Экономика. 2009. № 1. С. 24-29.

4. Алфёров А. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий: реалии, перспективы, тенденции развития // Хлебопродукты. 2009. № 2. С. 60-61; № 3. С. 56-57; № 4. С. 65.

5. Усенко Н. И., Отмахова Ю. С., Позняковский В. М. Структурные и качественные трансформации на рынке хлеба (анализ современного состояния и проблем развития) // ЭКО. 2016. № 1. С. 108-124.

6. Калинин Н. Н. Разработка экономико-статистического механизма селективной региональной политики на рынке хлеба и хлебобулочной продукции // Учет и статистика. 2015. № 2 (38). С. 71-79.

7. Аслаева Л. Х., Бакиева А. М. Исследование конкурентной среды рынка хлеба и хлебобулочных изделий // Вестн. Башкир. гос. аграр. ун-та. 2013. № 1 (25). С. 119-121.

8. Корзун Л. Н., Парушина Н. В. Интеграционно-коммуникационная концепция взаимодействия структурных элементов хлебопекарного объединения в системе эффективного развития промышленного производства // Фундаментальные исследования. 2016. № 1-1. С. 157-164.

9. Дерканосова Н. М., Шуршикова Г. В. Применение методов многомерного статистического анализа для оценки потребительских свойств хлебобулочных изделий // Изв. высших учебных заведений. Пищевая технология. 2012. № 4 (328). С. 23-26.

10. Skořepa L., Pícha K. Factors of purchase of bread - prospect to regain the market share? Acta Universitatis Agriculturae et Silviculturae Mendelianae Brunensis, 2016, vol. 64, no. 3, p. 1067-1072.


Рецензия

Для цитирования:


Соколов А.В., Воронова О.А. Моделирование динамики потребления хлеба и хлебобулочных изделий в РФ: факторы, ее определяющие. Мир экономики и управления. 2018;18(4):55-68. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-4-55-68

For citation:


Sokolov A.V., Voronova O.A. Modeling Consumption Trends of Bread and Bakery Products in the Russian Federation: Key Determinants. World of Economics and Management. 2018;18(4):55-68. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-4-55-68

Просмотров: 248


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)