Стратегический менеджмент в экономике знаний
Аннотация
В статье проводится анализ широкого круга современных исследований в области стратегического менеджмента. Систематизируя концепции и подходы зарубежных и российских исследователей в сфере стратегического управления, авторы исходили из принципа преемственности, полагая, что новые инструменты и методы стратегического менеджмента не отрицают, а дополняют возможности использования ранее разработанных.На основе рассмотрения эволюции теоретических представлений и взглядов на стратегии компаний авторами выделены наиболее важные аспекты разработки успешных стратегий в современной динамично меняющейся экономике. Обосновано, что ключевым условием становится формирование и постоянное обновление потребительской ценности на основе умения видеть открывающиеся возможности окружающего мира, способности компании к обучению и развитию компетенций, инноваций и партнерства в рамках технологических экосистем.
Ключевые слова
Об авторах
Вера Дмитриевна МарковаРоссия
Доктор экономических наук, профессор, зав.сектором
Светлана Анатольевна Кузнецова
Россия
Кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, зав. кафедрой менеджмента
Список литературы
1. Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. М.: Омега-Л, Кейс, 2012.
2. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М., 2002.
3. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюция теории экономических изменений. М.: Дело, 2002.
4. Rumelt R. How much does industry matter? // Strategic Management Journal. 1991. Vol. 12. Р. 167–185.
5. Barney J. Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of Management. 1991. Vol. 17 (1). P. 99–120.
6. Aaker D. A. Managing assets and skills: The key to sustainable competitive advantage // California Management Review. 1989. Vol. 31 (2). Р. 91–106.
7. Хэмел Г. Манифест лидера. М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2013.
8. Прахалад К. К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. М.: Олимп-Бизнес, 2006.
9. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб., 2006.
10. Teece D. Explicating dynamic capabilities: the nature and microfoundations of sustainable enterprise performance // Strategic Management Journal. 2007. Vol. 28. Р. 1319–1350.
11. Barney J. B., Arikan A. M. The resource-based view: Origins and implications // Hitt M. A., Freeman R. E., Harrison J. S. (eds.). Handbook of strategic management: 124–188. Oxford: Blackwell, 2001.
12. Priem R. L., Butler J. E. Is the resource-based view a useful perspective for strategic management research? // Academy of Management Review. 2001. Vol. 26. Р. 22–40.
13. Боумен К. Стратегия на практике. СПб.: Питер, 2003.
14. Сливоцки А. Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра? М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.
15. Харари О. Эффект Мадонны. Стратегии опережения в подражательной экономике. Бест Бизнес Букс, 2011.
16. Morrow J. L., Sirmon D. G., Hitt M. A., Holcomb T. R. Creating value in the face of declining performance: Firm strategies and organizational recovery // Strategic Management Journal. 2007. Vol. 28 (3). Р. 271–283.
17. Макграф Р. Успех на час – новая норма для бизнеса // Harvard Business Review – Россия. 2013. Ноябрь. С. 56–65.
18. Downes L., Mui Chanka. Unleashing the Killer App. Digital Strategies for Market Dominance. Boston: Harvard Business School Press, 1998.
19. Чан Ким У., Моборн Р. Стратегия голубого океана. М.: HIPPO, 2005.
20. Лареш Ж.-К. Эффект импульса. Как выжить в «голубом океане». М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.
21. Фостер Р., Каплан С. Созидательное разрушение: почему компании, «построенные навечно». Показывают не лучшие результаты и что надо сделать, чтобы поднять их эффективность. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
22. Хэмел Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни. Бест Бизнес Букс, 2007.
23. Маркидес К. К. Все верные решения. Руководство по созданию стратегий прорыва. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005.
24. Сливоцки А., Вайз Р. Как расти, когда рынки не растут. М.: Эксмо, 2006.
25. Кристенсен К., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
26. Миддлтон Дж. Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса. 50 наиболее влиятельных идей всех времен. М.: Олимп – Бизнес, 2006.
27. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: Инфра-М, 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент в экономике знаний. Мир экономики и управления. 2015;15(2):76–86.
For citation:
Markova V.D., Kuznetsova S.A. Strategic management in knowledge based economy. World of Economics and Management. 2015;15(2):76–86. (In Russ.)