Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Проект реконструкции Транссиба как объект оценки общественной эффективности

Аннотация

Рассматривается проблема оценки общественной эффективности крупномасштабного проекта реконструкции Транссиба, реализуемого в ситуации стратегической (фундаментальной) неопределённости. Имеющийся инструментарий недостаточен для решения этой проблемы (из-за качественно иного характер данного проекта в сравнении с зарубежными, гораздо более высокой степени неопределённости, отсутствия оценок ряда необходимых нормативов). Цель нашего исследования состоит в разработке подхода, адекватного рассматриваемой проблеме. Для оценки и выбора варианта крупномасштабного проекта разработана двухуровневая модель принятия инвестиционного решения, верхний уровень которой основан на макроэкономическом подходе (с применением специализированной версии модели ОМММ), а нижний – на микроэкономическом. В отличие от принятой за рубежом практики, оценка эффективности и выбор варианта транспортного проекта осуществляется «сверху вниз». При этом учёт фактора неопределённости носит сквозной характер. На верхнем уровне инструментом для этого служит сценарный подход, на нижнем – теория размытых множеств.

Об авторах

Евгений Борисович Кибалов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
Россия

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник



Константин Павлович Глущенко
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск
Россия

Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, профессор



Валерий Иванович Горяченко
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
Россия

Старший научный сотрудник



Список литературы

1. Лившиц В. Н. Транспорт России за 100 лет // Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник 2002. М.: МНЭПУ, 2002. С. 54–77.

2. Мишарин А. С. Транспорт как важнейший ресурс конкурентоспособности экономики Востока России. URL: http://dvforum.ru/2006/doklads/dokl_T3_Misharin.aspx (дата обращения 05.06.2014).

3. Глущенко К. П. Оценка эффективности транспортных проектов: опыт и проблемы (часть 1) // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Т. 11, вып. 4. С. 93–107.

4. Глущенко К. П. Оценка эффективности транспортных проектов: опыт и проблемы (часть 2) // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. Т. 12, вып. 1. С. 40–46.

5. Кибалов Е. Б., Беспалов И. А., Глущенко К. П., Хуторецкий А. Б. Оценка ожидаемой эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов // Системное моделирование и анализ мезо- и микроэкономических объектов. / Отв. ред. В. В. Кулешов, Н. И. Суслов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. С. 294–361.

6. Handbook on economic analysis of investment operations. Washington, D.C.: World Bank, 1998.

7. Quinet E. Cost-benefit indicators and transport programming // Fiscal Studies. 2011. Vol. 32 (1). P. 145–175.

8. Sinha K. C., Labi S. Transportation decision making: principles of project evaluation and programming. New York: John Wiley & Sons, 2007.

9. Flyvbjerg B., Holm M. S., Buhl S. Underestimating costs in public works projects: error or lie? // Journal of the American Planning Association. 2002. Vol. 68 (3). P. 279–295.

10. Flyvbjerg B., Holm M.K.S., Buhl S.L. How (in)accurate are demand forecasts in public works projects? The case of transportation // Journal of the American Planning Association. 2005. Vol. 71 (2). P. 131–146.

11. Kiel J., Smith R., Ubbels B. Review of transport and economic models / Deliverable 3.1 of the I-C-EU project. Leuven, 2013.

12. Facts and furphies in benefit-cost analysis: transport. Canberra: Bureau of Transport Economics, 1999.

13. Бузулуцков В. Ф., Суслов Н. И. СОНАР-ТЭК: моделирование и анализ проблем энергетического комплекса в системе национальной экономики// Системное моделирование и анализ мезо- и микроэкономических объектов / Отв. ред. В.В. Кулешов, Н.И. Суслов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. С. 40–111.

14. Карева Д. Е., Шмат В. В. Будущее российской экономики глазами «отцов» и «детей» // ЭКО. 2014. № 9. С. 86–105.

15. Кибалов Е. Б., Горяченко В. И., Хуторецкий А. Б. Системный анализ ожидаемой эффективности крупномасштабных проектов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008.

16. Суслов Н. И., Хуторецкий А. Б. Модель экономики России как инструмент оценки эффективности крупномасштабных железнодорожных проектов // Политранспортные системы: тезисы VII Международной научно-технической конференции в рамках года наук России – ЕС «Научные проблемы реализации транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке». Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2014. С. 5–9.

17. Пятаев М. В., Беспалов И. А. Модель национальной экономики России как инструмент оценки эффективности крупномасштабных железнодорожных проектов // Евразийский союз ученых. 2014. № 5. С. 138–141.


Рецензия

Для цитирования:


Кибалов Е.Б., Глущенко К.П., Горяченко В.И. Проект реконструкции Транссиба как объект оценки общественной эффективности. Мир экономики и управления. 2015;15(2):36–47.

For citation:


Kibalov E.B., Gluschenko K.P., Goryachenko V.I. Project of the Trans-Siberian Railway reconstruction as an object of social efficiency evaluation. World of Economics and Management. 2015;15(2):36–47. (In Russ.)

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)