Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Профориентационный дневник как инструмент формирования человеческого капитала региона

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-1-150-173

Аннотация

Статья посвящена актуальному вопросу экономики и общества XXI в. - поиску и научному обоснованию методических приемов и инструментов формирования и эффективного использования человеческого капитала в регионах России. Для достижения поставленной цели использованы традиционные общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, опрос. Обосновано, что профориентационная работа с молодым поколением россиян способствует не только их профессиональному и личностному самоопределению, но и успешной реализации накопленного человеческого капитала. Развитие феномена профориентации рассмотрено в исторической ретроспективе в контексте расширения границ свободы человека в социально-экономической системе. Научная новизна исследования заключается в разработке прикладного аспекта профориентационной работы в старшей школе - сертифицированной программе дополнительного профессионального образования «Перспектива: твой путь к успеху». В статье представлен профориентационный проект, основанный на программе «Перспектива: твой путь к успеху» и реализуемый в г. Вологде на базе ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук». Уникальность программы заключается в ведении дневника «Включайся 35!», концепция которого включает три последовательных и взаимодополняющих блока: мотивацию, самопознание, ресурсную карту. Первый блок дневника посвящен мотивационному компоненту при выборе профессионального пути. Второй блок направлен на самопознание и составление обучающимися индивидуального «селфи-экрана», отражающего внутренний мир. Третий блок представляет собой ресурсную карту региона, которая состоит из актуальной информации о предприятиях и организациях Вологодской области, о перспективах трудоустройства и карьерного роста в регионе. Именно этот аспект обуславливает научную новизну работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что аналогичный проект может быть применен в других регионах, заинтересованных в высокоэффективном развитии и сохранении кадрового потенциала.

Об авторах

Л. В. Бабич
Вологодский научный центр РАН
Россия


Л. М. Сухарева
Вологодский научный центр РАН
Россия


А. Б. Кулакова
Вологодский научный центр РАН
Россия


Список литературы

1. Аникин А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки. Journal of Economic Sociology, 2017, vol. 18, no. 4, p. 120-156. DOI 10.17323/1726-3247-2017-4-120-156

2. Шабунова А. А., Леонидова Г. В., Чекмарева Е. А. Социокультурные резервы экономического роста: продуктивность труда по призванию // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, № 4. С. 162-179. DOI 10.15838/esc/2017.4.52.9

3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 6-е изд., стереотип. М.: Академия, 2013. 496 с.

4. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 178 с.

5. Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общ. ред. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.

6. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономки. М.: ВШЭ, 2018.

7. Гимпельсон В. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129-143.

8. Эффективность инвестиций в человеческий капитал в современных условиях: Монография / Отв. ред. Р. М. Мельников. М.: Проспект, 2019. 352 с.

9. Натхов Т. В., Полищук Л. И. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование // Вопросы экономики. 2012. № 10. С. 30-51.

10. Горшков М. К. О влиянии неэкономических факторов на социально-экономическое развитие общества // Гуманитарий юга России. 2015. № 1. С. 15-25.

11. Шухатович В. Р. Профессиональное призвание: к вопросу о неэкономических факторах экономического роста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5 (35). С. 188-192.

12. Санникова О. В. Некомпенсируемая образовательная миграция как проблема развития российского региона // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. С. 19-21.

13. Алексеева Е. Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Моск. ун-та. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 4. С. 113-136.

14. Апанович М. Ю. Образовательная миграция в России: точки развития // Вестник науки и образования. 2015. № 9 (11). С. 79-82.

15. Корепина Т. А. Место и роль образовательной миграции в общей классификации видов миграционного движения населения // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 65-77.

16. Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-razvitiya-proforientatsii-i-professionalnogo-samoopredeleniya (дата обращения 26.05.2020).

17. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учеб. пособие / Под ред. Е. Л. Солдатовой. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 125 с.

18. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: Монография / Отв. ред. Р. С. Гринберг, П. В. Савченко; рук. П. В. Савченко. М.: ИНФРА-М, 2016. 416 с.

19. Савченко П. В., Федорова М. Н. Система: тенденции ее развития. М.: Ин-т экономики РАН, 2011. 52 с.

20. Никодимова Е. А., Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Пашнина М. Г. Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и социализации: профессиональная ориентация: Метод. пособие / Отв. ред. И. А. Армеева. Вологда, 2015. 157 с.

21. Holland John L. Some practical remedies for providing vocational guidance for everyone. Report no. 160. The John Hopkins University, Baltimore, Maryland, 1973, October.

22. Сотникова С. И., Прокудина О. А. Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования // Экономика труда. 2019. Т. 6, № 3. С. 1059-1078. DOI 10.18334/et.6.3.40858

23. Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А. Д. Сазонова, В. Д. Симоненко и др. М.: Просвещение, 1983. 191 с.

24. Немова О. А., Медведева Т. Ю. Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперед? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 2 (27).

25. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. 223 с.

26. Калугин Н. И., Сазонов А., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1983. 191 с.

27. Болдина М. А., Деева Е. В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12 (046). С. 431-439.

28. Бахлова Н. А. К вопросу построения практикума по профориентации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-postroeniya-praktikuma-po-proforien tatsii (дата обращения 30.07.2020).

29. Чекмарева Е. А., Шабунова А. А. Работа по призванию: выгодно ли это для экономики? // Социологический альманах. 2016. № 7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rabota-po-prizvaniyu-vygodno-li-eto-dlya-ekonomiki (дата обращения 14.07.2020).

30. Дорошенко Т. А., Леонидова Г. В. Миграционные намерения выпускников школ и их реализация в условиях регионального образовательного пространства // Социальное пространство. 2019. № 4 (21). DOI 10.15838/sa. 2019.4.21.4.


Рецензия

Для цитирования:


Бабич Л.В., Сухарева Л.М., Кулакова А.Б. Профориентационный дневник как инструмент формирования человеческого капитала региона. Мир экономики и управления. 2021;21(1):150-173. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-1-150-173

For citation:


Babich L.V., Sukhareva L.M., Kulakova A.B. Career Guidance Diary as a Tool for Forming the Regions Human Capital. World of Economics and Management. 2021;21(1):150-173. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-1-150-173

Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)