Preview

Мир экономики и управления

Расширенный поиск

Потребительские стратегии пожилых людей

https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-1-42-58

Аннотация

Проводится анализ потребительских практик и стратегий людей пожилого возраста, обоснован выбор комплексного критерия типологизации стратегий потребления, включающего основные ключевые индикаторы - экономико-психологические особенности выбора способа действий, самооценку удовлетворенности жизнью, направленность социальных ожиданий. Выбор данных индикаторов обусловлен целесообразностью их применения в исследовании связей потребительского поведения, неравенства и благополучия людей старшего возраста. Апробация комплексного критерия в модели матрицы стилей потребительского поведения реализована на данных социологических опросов лиц в возрасте 55+, проживающих в городах и сельской местности Томской области, проведенных в 2015 и 2019 гг. в рамках реализации научного проекта «Оценка и улучшение социального, экономического и эмоционального благополучия пожилых людей» Международной научно-образовательной лаборатории технологий улучшения благолучия людей пожилого возраста при Томском политехническом университете. Анализ социологических данных позволил выявить взаимосвязь материального благосостояния с субъективной позицией пожилого человека, фиксирующей определенный потребительский стиль. В ходе исследования было выявлено также влияние фактора применения электронных технологий на потребительское поведение пожилых людей.

Об авторах

Л. И. Иванкина
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия


Е. И. Клемашева
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия


Э. Р. Кашапова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия


Е. А. Аникина
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия


Список литературы

1. Селигман М. Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с.

2. Иванов Д. Л. Проблематизация потребительского поведения старших возрастных групп // Изв. Сарат. ун-та. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 14-17. DOI 10.18500/1818-9601-2020-20-1-14-17

3. Arrow K. J. Credit Instruments and Information in General Equilibrium. In: Bridel P. (ed.) General Equilibrium Analysis: A Century after Walras. Abington, New York, Routledge, 2011, ch. 10, p. 102-108.

4. Ершова Е. Ю. Особенности потребительского поведения пожилых людей // Наука Красноярья. 2018. Т. 7, № 4-2. С. 100-103.

5. Рыжкова М. В., Маланина В. А. Потребительское поведение пожилых людей // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12 (ч. 1). С. 1151-1154.

6. Шерешева М. Ю., Валитова Л. А., Калмыкова Н. М., Березка С. М., Колкова К. М. Уровень жизни и особенности потребительского поведения людей зрелого и старшего возраста в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 9-3. С. 458-461.

7. Шестакова Н. Н., Скворцова М. Б. Социальное благополучие пожилых в контексте зарубежных и национальных показателей // Социальное обслуживание семей и детей. 2019. Вып. 17: Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов трудоспособного возраста. С. 45-62.

8. Эрроу К. Дж. Информация как товар // Экономический журнал ВШЭ. 2012. Т. 12, № 2. С. 161-171.

9. Arrow K. J. The Role of Securities in the Optimal Allocation of Risk-bearing. Review of Economic Studies, 1963, vol. 4, no. 311, p. 91-96.

10. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.

11. Асташева Ю. В. Рационально-компенсирующая модель поведения потребителей пожилого возраста // Современные технологии управления. 2014. № 12 (48). С. 2-5.

12. Окольнишникова И. Ю. Анализ подходов к оценке эффективности маркетинговых коммуникаций // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2011. № 28 (245). С. 134-142.

13. Хащенко В. А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация // Эксперимент. Психология. 2011. Т. 4, № 1. С. 106-127.

14. Хащенко В. А. Социально-психологическая детерминация субъективного экономического благополучия: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2012. 513 с.


Рецензия

Для цитирования:


Иванкина Л.И., Клемашева Е.И., Кашапова Э.Р., Аникина Е.А. Потребительские стратегии пожилых людей. Мир экономики и управления. 2021;21(1):42-58. https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-1-42-58

For citation:


Ivankina L.I., Klemasheva E.I., Kashapova E.R., Anikina E.A. Consumer Behavior of the Elderly. World of Economics and Management. 2021;21(1):42-58. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-1-42-58

Просмотров: 159


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0429 (Print)
ISSN 2658-5375 (Online)