Возможности моделирования мирового агропродовольственного рынка с использованием агент-ориентированного подхода
https://doi.org/10.25205/2542-0429-2019-19-4-104-113
Аннотация
В современных условиях турбулентности международной торговли и необходимости развития несырьевого экспорта России проблема выбора эффективной стратегии поведения экспортеров на рынке продовольствия значительно актуализировалась. Одним из инструментов анализа и прогнозирования функционирования рынка могут выступать агент-ориентированные модели, в которых имитируется поведение децентрализованных самообучающихся агентов, имеющих собственные цели и возможности. В работе представлены результаты использования агент-ориентированного подхода к моделированию рынка на примере ячменя, который является одной из топовых товарных позиций российского экспорта продовольствия. В качестве информационной базы исследования использовались данные FAOSTAT и Росстата за период 1997-2017 гг. В рамках исследования построена агентная модель мирового рынка ячменя, на которой была проведена серия вычислимых экспериментов в среде AnyLogic с изменением таких факторов, как уровень глобального спроса, величина пошлины, размер капитала компаний-экспортеров для определения стратегии поведения агентов-экспортеров с учетом ограниченнойрациональностиучастников коммуникативных взаимодействий. Предлагаемый подход развивает современную теорию потребительского поведения и имитационного моделирования, а полученные результаты могут быть использованы при формировании программ развития агропродовольственного экспорта страны.
Об авторах
Ю. С. Отмахова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия
Н. М. Ибрагимов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия
Просмотров:
143